Обращение к руководителю Федеральной антимонопольной службы России
Thursday, February 7, 2013 1:26 AM MedicationПравительством Российской Федерации был подготовлен проект Постановления от 23 января 2013 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств». Данным документом Правительство РФ предполагает установить, что дополнительным требованием к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств путем проведения торгов для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд в целях исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, является наличие в составе заявки участника размещения заказа предложения о поставке лекарственных средств российского происхождения, за исключением случаев, когда в реестр лекарственных средств Российской Федерации внесено менее двух российских производителей лекарственных средств, в отношении которых размещается заказ.
Считаем, что проект Постановления Правительства РФ от 23 января 2013 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств» является незаконным, поскольку противоречит положениям статьи 34 Конституции РФ, согласно которой 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Считаем, что данный проект Постановления Правительства РФ противоречит действующим требованиям Федерального Закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О Защите конкуренции". В частности статья 15 «Закона о защите конкуренции» содержит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти… запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, своими действиями по разработке и подготовке указанного проекта Постановления Правительство РФ с целью его принятия приведет к ограничению конкуренции для отечественных производителей лекарств в связи с полным и принудительным выходом с российского рынка зарубежных производителей лекарственных препаратов, поскольку зарубежные фарм-компании, поставщики лекарственных препаратов при размещении заказов на поставки лекарственных средств не смогут соответствовать предъявляемым к ним требованиям об указании в составе заявки участника размещения заказа предложения о поставке лекарственных средств российского происхождения, в силу того, что, будучи зарубежными производителями лекарственных препаратов, они не производят лекарственные средства российского происхождения.
Дополнительное требование к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств, предусмотренное проектом Постановления Правительства РФ является ограничением для зарубежных производителей лекарственных препаратов при размещении заказов на поставки лекарственных средств.
В свою очередь, граждане РФ будут грубо ущемлены в реализации своего права, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ, на получение необходимой медицинской помощи.
Граждане РФ, страдающие заболеваниями, к которым относится рассеянный склероз, будут ограничены в возможности получать жизненно-необходимые лекарственные препараты зарубежного производства, рекомендуемые им врачом в связи с индивидуальной непереносимостью. И как следствие, будут лишены возможности получать жизненно-необходимое для них лечение.
В следствие принятия Правительством РФ данного нормативного акта дети, страдающие заболеваниями и получающими на настоящее время лечение лекарственными препаратами только импортного производства, поскольку отсутствуют на настоящий момент отечественные аналоги резко будут лишены лечения, а значит будут обречены на гибель.
При разработке Правительством РФ проекта Постановления от 23 января 2013 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств» грубо были нарушены требования Конвенции о правах ребенка! Согласно статьи 24 Конвенции о правах ребенка 1. Государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Отсутствие конкуренции неминуемо приведет к снижению качества российских препаратов, которое при организации производства вне международных стандартов GMP, и так вызывает сомнение, так же возможно возникновение дефектуры лекарственных препаратов, когда даже два отечественных производителя не смогут удовлетворить потребность российского рынка.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1.3. Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. № 105
ПРОШУ:
1. Провести проверку по данному заявлению с целью установления соответствия проекта Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2013 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств» Федеральному Закону N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О Защите конкуренции".
2. Признать проект Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2013 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки лекарственных средств» не соответствующим Федеральному Закону N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О Защите конкуренции".
С уважением,
Со-председатель ВСП
Ю.А.Жулев
Со-председатель ВСП
Я.В. Власов