С начала 2025 года все медицинские учреждения в России должны использовать в своей работе клинические рекомендации. Этого события отечественная система здравоохранения ждала на протяжении нескольких лет. Что такое клинреки и почему они важны в первую очередь для пациентов, рассказываем в этой статье.
Многолетний спор
Клинические рекомендации – это правила, разработанные профессиональным медицинским сообществом и представленные в одноименных документах, которые помогают врачам действовать «по инструкции» в определенных случаях. Такие рекомендации являются важным помощником как для молодых врачей, еще не имеющих достаточно опыта, так и для врачей со стажем, если речь идет о сложном клиническом случае.
Активное обсуждение необходимости обязательного использования клинических рекомендаций в работе медицинского сообщества велось на протяжении нескольких лет. Медучреждения начали последовательно внедрять клинические рекомендации с 1 января 2022 года. Сейчас является обязательным применение клинических рекомендаций, размещенных на официальном сайте Минздрава РФ до 1 января 2023 года. Введение в действие клинических рекомендаций, размещенных на официальном сайте после 1 января 2023 года, было перенесено на 1 января 2025 года.
Впрочем, большинство российских медучреждений уже используют утвержденные клинические рекомендации в своей работе. Тем не менее есть и те организации, которые ждут до последнего в надежде, что предельные сроки снова будут перенесены. Именно между ними, поддерживающими их медицинскими ассоциациями и Минздравом РФ ведутся постоянные споры о необходимости очередного смещения сроков. В качестве аргументов против введения обязательности клинических рекомендаций в 2025 году и вообще против их наличия в системе здравоохранения приводятся недостаточность финансирования ряда медучреждений и несогласие некоторых врачей работать «по инструкции».
Как заявил недавно заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин, внедрение клинических рекомендаций в полном объеме все же будет завершено к началу 2025 года. Однако оценивать качество лечения на базе них пока что не станут.
Взгляд пациентского сообщества
Клинические рекомендации собраны в специальном рубрикаторе Минздрава РФ. В 2024 году в нем было размещено более 250 клинических рекомендаций. Часть из них была обновлена, другая – введена впервые. Всего в 2025 году в рубрикаторе будет опубликовано свыше 1 тыс. клинреков.
Для каждого заболевания разработаны свои клинические рекомендации. При назначении и проведении лечения пациента врач должен как минимум руководствоваться ими, а в идеале – неукоснительно следовать им. Конечно, в зависимости от ситуации допустим выбор лечения в индивидуальном порядке для пациента. В частности, речь идет про клиническую апробацию.
Тем не менее клинические рекомендации – важное условие качественного оказания медицинской помощи. Об этом заявляют представители не только медицинского, но и пациентского сообщества.
Клинические рекомендации являются не только основным документом для врача, но также важным документом для пациента, указывает Лилия Матвеева, президент общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество онкогематологии «Содействие».
«В клинических рекомендациях наиболее полно регламентированы диагностика и лечение заболевания, описаны мероприятия по профилактике развития болезни и способы реабилитации, – говорит она. – По клиническим рекомендациям пациент может сформировать представление об имеющемся у него заболевании и понять объем медицинской помощи, который ему положен в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
«Исполнение клинических рекомендаций гарантирует пациенту качество медицинской помощи. Это жизненно важно для пациентов с онкологией, – уточняет Николай Дронов, председатель координационного совета МОД "Движение против рака", член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России. – Ограничение клинических рекомендаций и, как следствие, отдача их исполнения "на откуп" врачам приведет к их тотальному неисполнению. В результате в медицинских организациях будет разное качество медицинской помощи, что, в свою очередь, как минимум приведет к ухудшению прогноза заболеваний онкологических пациентов, как максимум – к неблагоприятным исходам, в том числе смерти пациента».
Ограничение действия клинических рекомендаций или их необязательное исполнение недопустимо, соглашается Лилия Матвеева из ВООГ «Содействие».
«В этом случае пациенты утратят право на гарантированный объем бесплатной, качественной и доступной медицинской помощи, – уверена она. – Не должны жизнь и здоровье гражданина определяться только субъективным частным мнением конкретного лечащего врача и финансовым положением медицинской организации».
Важны обе стороны
По мнению Юрия Жулева, сопредседателя Всероссийского союза пациентов и президента Всероссийского общества гемофилии, при внедрении клинических рекомендаций важно соблюдать баланс в правах и интересах обеих сторон – как врачей, так и пациентов.
«Мы поддерживаем инициативы, которые направлены на минимизацию уголовного преследования врачей, и считаем, что клинреки также защищают и их интересы. В них сохраняется вариативность лечения, и при определенных обстоятельствах врач может отступать от рекомендаций, однако должен обосновать это решение через консилиум врачей или врачебную комиссию. При возникновении спорных ситуаций с пациентом врач может быть уверен в том, что его действия не признают неверными на основании субъективных мнений экспертов», – говорит он.
Жулев настаивает на обязательности клинреков, считая их базой для доступной и качественной медпомощи всем пациентам, независимо от региона проживания.
«Клинические рекомендации – это маяк для системы здравоохранения, а еще – серьезнейший стимул финансирования и внедрения инноваций в отрасли. В случае если клинреки будут выведены из системы государственного контроля качества, то медпомощь будет основываться только на индивидуальном опыте и мнении каждого конкретного врача, а значит, одно и то же заболевание могут лечить в одном случае с помощью таргетной терапии, а в другом – с помощью йодовой сетки. Пропадут и стимулы к переоснащению больниц, к изменениям и модернизации в медучреждениях», – предупреждает Жулев.
Источник: Профиль