О том, какие уроки мы должны извлечь из пандемии в целях лучшей реализации права на здоровье, рассказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв
17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациента, учрежденный 25 мая 2019 года Всемирной организацией здравоохранения. Таким образом, безопасность пациентов признана в качестве ключевого приоритета здравоохранения во всем мире.
Цель Всемирного дня состоит в повышении глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрении международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников. Система взаимоотношений между пациентом и врачом трансформируется в последние годы фундаментальным образом, наиболее заметен этот процесс стал в пандемию.
Как рассказал Юрий Жулёв, пациент все в большей степени рассматривается как «знаток благодаря накопленному опыту», чье активное участие в принятии решений имеет ключевое значение. С таким наблюдением выступали представители ВОЗ.
«Коренным образом изменились и сами предпосылки оказания медицинской помощи. Если раньше медицинское обслуживание было направлено на оказание помощи при острых нарушениях здоровья, то в условиях растущей потребности лечения хронических состояний стал требоваться совершенно иной подход, это развитие превентивной медицины, системы профилактики, внедрения инновационных препаратов и методов лечения, в том числе для пациентов с хроническими заболеваниями», — говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Новые времена – новые вызовы
Юрий Жулёв отмечает, что здравоохранение достаточно гибко отзывается на этот новый вызов: «Все чаще в ведомствах поднимается вопрос о необходимости реализации принципов пациент-ориентированности в здравоохранении. И, по нашему мнению, это очень хороший сигнал для всего пациентского сообщества. Именно пациент-ориентированное здравоохранение – путь к справедливой, эффективной и оптимальной по затратам системе общественного здравоохранения».
По словам сопредседателя ВСП, системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента. Необходимо вовлекать пациентов и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля.
«Уверен, что пациент-ориентированная модель здравоохранения может стать самой эффективной и оптимальной по затратам и обеспечить наиболее краткий путь к улучшению результатов лечения для пациентов», — подчеркнул Жулёв.
Пациент – это не только права, но и ответственность
Специалист отмечает: очень важно разъяснить, что именно для пациентского сообщества означает этот подход.
«Мы сформулировали для себя следующие ключевые принципы: изменение характера отношений между медицинскими работниками и пациентами — переход от взаимодействий по принципу «главный – подчиненный» к равноправному диалогу и сотрудничеству; повышение «прозрачности» систем здравоохранения и их деятельности, так чтобы пациенты могли ориентироваться и взаимодействовать с ними в соответствии со своими потребностями – задавать вопросы, формулировать требования и др.; совершенствование знаний и навыков медицинских работников в области коммуникации с пациентами; повышение уровня информированности и приверженности к лечению пациентов и членов их семей; повышение доступности и понятности медицинской информации».
По словам Жулёва, эффективность реализации пациент-ориентированного подхода в том числе зависит и от личной позиции пациента, его информированности и ответственного поведения.
«Немаловажная роль отводится пациентскому сообществу. ВСП выступает как партнер в реализации этих принципов в диалоге с властью, врачами, экспертами. Мы видим перспективы нашего взаимодействия в конструктивном диалоге с властью, содействию повышения доступности и качества медицинской помощи, объединению усилий по информированию пациентов», — добавил эксперт.
Вместе с тем, по его словам, ответственность пациентов во многом зависит и от доверия к системе здравоохранения и качества предоставляемых услуг. И во многом сегодня это зависит от уровня цифровизации здравоохранения – расширения клинических регистров, распространения применения электронной медицинской карты, телемедицины, электронного рецепта, развития услуг удаленного мониторинга и дистанционного сопровождения пациентов.
«Переход в цифровой контур требует совершенствования нормативно-правовой базы. Необходимо нормативное закрепление вовлечения пациентских организаций в механизм принятия решений органами власти, расширения общественного контроля в сфере здравоохранения, нормативного определения понятия пациент-ориентированного здравоохранения. Реализация принципов пациент-ориентированного здравоохранения также невозможна без системных изменений – включение в профессиональные образовательные программы учебных курсов программ преподавания этики и деонтологии», — подчеркнул сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Источник: Московская газета