30.06.2025 Страховщики сообщили об увеличении количества признанных обоснованными жалоб пациентов

30 июня 2025 г. 7:58 Права пациентов
30.06.2025 Страховщики сообщили об увеличении количества признанных обоснованными жалоб пациентов

В 2024 году в России выросло количество признанных экспертами страховой компании «СОГАЗ-Мед» обоснованными жалоб пациентов, получавших медпомощь в системе ОМС. Из 1,5 млн поступивших в течение года обращений более 768 тыс. были по медицинским вопросам. Из них 12,9 тыс. жалоб были признаны обоснованными. По сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 27,1%, сообщили «МВ» в пресс-службе компании.

По сравнению с предыдущим годом пациенты чаще жаловались на нарушения при оказании медицинской помощи (43,2%, +15,5%), приписки (29,3%, +75%) и неудовлетворительную организацию работы клиники (9%, +18,4%). Также в 2024 году был отмечен рост числа обращений по таким темам, как недостоверные сведения в медицинской документации (на 75%), отказ в оказании помощи (на 45%) и вопросы лекарственного обеспечения (на 21%).

В структуре обращений к страховым представителям на первом месте были помощь в организации приема врача (55,4%) и содействие в записи на диагностические исследования (36,6%). В первом случае прирост в сравнении с 2023 годом составил 12,7%, во втором – 14%. Всего страховые представители «СОГАЗ-Мед» в 2024 году оказали содействие в организации плановой и экстренной госпитализации 5 тыс. застрахованных (+20%).

Рост числа обращений эксперты связывают с публичным информированием граждан об их правах через СМИ. Выявленные в ходе анализа жалоб нарушения обсуждаются на заседаниях координационных советов по защите прав застрахованных, которые сформированы во всех регионах присутствия компании. Разрабатываются конкретные меры по улучшению медицинской помощи.

«Еще десять лет назад граждане не много знали о страховых медицинских организациях (СМО), и только 8% застрахованных обращались к ним за помощью. Сейчас, согласно различным исследованиям, в том числе Всероссийского союза пациентов, практически в половине случаев, когда человека не устраивает лечение, он обращается за консультацией и помощью в компанию, оформившую ему полис ОМС», — прокомментировали результаты анализа жалоб в «СОГАЗ-Мед».

«СОГАЗ-Мед» занимает первое место по числу застрахованных в рейтинге СМО, работающих в системе ОМС (43,2 млн). В 2025 году представительства компании работают в 56 регионах РФ и в городе Байконур. На втором месте находится «Капитал-МС» (22,1 млн застрахованных), на третьем — «Медицинская страховая акционерная компания» (19,8 млн).

В прошлом году в Общественной палате предложили сократить установленные в законодательстве сроки рассмотрения медорганизациями обращений пациентов по поводу нарушений их прав при получении медицинских услуг (с 30 до 10 рабочих дней). Как пояснил зампред комиссии по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгений Мартынов, сейчас граждане не видят смысла в письменных жалобах на отказы в маршрутизации, выдаче направлений, нарушении предельных сроков ожидания медпомощи, так как сроки ожидания ответа делают неактуальными принятые по ним решения. 

Разработанный Минздравом новый порядок консультаций для клиентов страховых компаний при предъявлении претензий к клиникам в связи с отказом в оказании помощи либо некачественным лечением и взиманием за это денежных средств предполагает, что СМО должны будут отвечать на вопросы застрахованного лица, в том числе о возможности предъявления претензии к медорганизации в судебном порядке. Планируется, что поправки вступят в силу с 1 сентября, писал «МВ».

Источник: Медвестник