Игорь Цикорин: «Сложно переломить мнение, что оригинальный препарат всегда лучше дженерика»

16 ноября 2023 г. 11:48

Как обстоят дела с обеспечением лекарственными препаратами больныхрассеянным склерозом? Что требуют пациенты помимо лекарственного обеспечения? Об этом и многом другом рассказывает президент Региональной общественной организации «Общество инвалидов-больных рассеянным склерозом в Московской области» Игорь Цикорин

 - Что изменилось за год, прошедший с XIII Всероссийского конгресса пациентов? Лучше стало или хуже с обеспечением лекарственными препаратами больных?

- За последние несколько месяцев у нас начались перебои с рядом препаратов в различных регионах: не была вовремя осуществлена закупка. Пришлось подключаться всем миром, перебрасывать лекарства из одной аптеки в другую внутри региона, делать межрегиональные пересылки. На сегодня ситуация частично исправляется, но остается все еще тревожной. Мы предполагали, что подобные  перебои будут. На это мы обращали внимание на ежегодной конференции больных рассеянным склерозом, которая прошла в мае. Мы предполагали, что в регионах может не хватить необходимых препаратов до конца года, и исполнительному органу власти необходимо будет проводить дополнительные закупки.

- Началось ли импортозамещение в этой сфере?

- Если говорить в целом, то сегодня у нас достаточно большой выбор препаратов первой линии, которые поддерживают пациентов. Они дорогостоящие, закупаются по федеральной программе. Пока нам удается помимо препаратов, появившихся 10 лет назад, получать и те зарубежные препараты, которые недавно вышли на рынок. Вообще у нас большой спектр применяемых препаратов - свыше двенадцати наименований. Производство ряда из них локализовано в России, это такое импортозамещение. Есть препараты, которые по тем или иным соображениям пока невозможно производить у нас, тогда они закупаются за рубежом. Так что перспективы хорошие, лишь бы продолжались закупки.

- Ваши пациенты довольны сложившейся ситуацией?

- Тут необходимо сказать следующее. Помимо лекарственных препаратов наши пациенты требуют к себе повышенного внимания. Если 10 лет назад разговор шел только о препаратах, то сейчас речь идет о восстановлении, реабилитации, профилактике, трудоустройстве и многих других социальных вопросах. Причем реабилитации не только в медицинском ключе, но и социальном, спортивном и т.д. Всё это не так просто. В прошлом году мы такую задачу перед собой поставили, начали ее реализовывать, но пока находимся только в начале пути.

- На российском аптечном рынке постепенно сокращается доля оригинальных лекарственных препаратов и отмечается рост количества дженериков. Насколько это критично в вашей нозологии?

- Это критично и болезненно для всех пациентов, в том числе и для нашей нозологии. Зачастую этот вопрос носит не только медицинский, но и психологический характер. У пациентов сложилось мнение, что оригинальный препарат всегда лучше дженерика. И это мнение переломить сложно, а иногда и невозможно.

- Сказывается ли кадровый дефицит в системе здравоохранения на пациентах с вашей нозологией?

- Наш основной специалист - это врач-невролог. После пандемии ковида сложилась такая ситуация, что неврологов не хватает. Причем плановый прием более-менее доступен, а вот в случае обострения болезни или возникшей необходимости срочно попасть к врачу могут возникнуть трудности. Есть жалобы от пациентов, особенно в регионах.

- Какие темы Вы хотели бы обсудить на XIV Всероссийском конгрессе пациентов?

- Мне кажется, что в последнее время немножко упала активность самих пациентов. Они стали менее активно вовлекаться в различные мероприятия, которые для них же организуются. Когда наступает ситуация, что лекарство пропало или задерживается его выдача, то пациент готов на всё. А там, где нужно проявить инициативу, наблюдается инертность пациентов. Это первый вопрос, который я бы хотел бы обсудить в рамках Конгресса, поинтересовавшись у коллег с другими нозологиями, как у них обстоят дела с активностью пациентов. Второй вопрос касается цифровизации здравоохранения, которая сейчас идет семимильными шагами. Электронный рецепт, электронная регистратура, обучающие вебинары, с одной стороны, упрощают пациенту жизнь, с другой стороны, развивают в нем инертность, ведь ему не надо никуда выходить из дома, чтобы решить все свои проблемы. Я обеими руками за цифровизацию, но, с другой стороны, это чревато некоторой стагнацией для пациентов, когда пациент ограничится рамками своей квартиры.