14.08.2025
Рак простаты остается одной из наиболее распространенных онкологических проблем среди мужчин. По данным ВОЗ, в 2025 году ожидается, что 15,4% новых случаев рака будут связаны именно с этой патологией. Всероссийский союз пациентов совместно с Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» представил результаты всероссийского социологического исследования о влиянии лекарственной терапии на качество жизни мужчин с раком предстательной железы (РПЖ).
По данным за 2024 год, в России на учете состояло почти 344 тысячи пациентов с раком предстательной железы, в этом же году было выявлено около 12 тысяч новых случаев тяжелых форм (IV стадия) заболевания.
По данным Минздрава, цифры заболеваемости отличаются по округам.
Федеральный округ |
Заболеваемость (на 100 тысяч мужчин) |
Центральный |
78,5 |
Северо-Западный |
85,3 |
Южный |
65,7 |
Уральский |
72,4 |
Более 60% случаев рака диагностируется у мужчин старше 65 лет. Значительный прогресс в борьбе с этим заболеванием был достигнут благодаря современным методам ранней диагностики. За последние 30 лет показатели смертности снизились на 50%. Выявлена и негативная тенденция — рак простаты все чаще диагностируется не только у пожилых, но и у мужчин активного возраста.
Возрастная группа |
Процент случаев |
45–54 года |
6% |
55–64 года |
22% |
65–74 года |
30% |
75+ лет |
42% |
Врач и пациент: по разные стороны баррикад?
Эффективная коммуникация с врачом — это то, что необходимо каждому пациенту. Эмоциональная реакция пациентов на онкологический диагноз — шок, страх, ощущение угрозы жизни. В ходе исследования обнаружилось, что пациенты часто встречаются с недостаточно тактичным поведением врачей при первичном сообщении диагноза. Это негативно влияет на психологическое состояние пациентов. Вот только один из примеров: «Мне сказали — 4 года проживешь. Ну как можно сказать это?»
Коммуникация «врач — пациент» строится в рамках взаимно поддерживаемой патерналистской схемы отношений. Врачи воспринимают пациентов как людей, слабо разбирающихся в своем диагнозе, предоставляют информацию в упрощенном виде. Пациенты, в свою очередь, не проявляют инициативы в коммуникации, не задают вопросы, демонстрируя безусловное доверие к рекомендациям врача. Несмотря на высокий уровень доверия, треть респондентов сообщили, что не были информированы о возможных побочных эффектах назначаемой терапии.
Вероятно, врачебному сообществу необходимо менять модель взаимодействия с пациентами. Информированность пациента о сути терапии дает возможность более объективной оценки эффективности лечения.
Лечение через ухудшение
Подходы к лечению рака простаты в современной онкологии постоянно совершенствуются. Сегодня подавляющему большинству больных рекомендованы не хирургические операции, а лекарственная терапия ингибиторами андрогенного сигнала (ИАС).
Исследование, проведенное ВСП, выявило ряд системных барьеров, с которыми сталкиваются врачи и пациенты. Так, в перечень ЖНВЛП входят три препарата, с назначением которых не возникает сложностей: «Энзалутамид», «Апалутамид», «Абиратерон». Однако при тяжелых формах РПЖ, характеризующихся высоким риском развития метастазов, возможности выбора врачами оптимальной терапии ограничены.
Речь идет о доступности более современных и менее токсичных схем лечения. Препараты с благоприятным профилем безопасности существуют, но в клинических рекомендациях, которые пересматривались в 2021 году, они отсутствуют, поэтому их назначение затруднено.
Также эта группа пациентов имеет множество сопутствующих заболеваний, а одновременный прием четырех и более препаратов повышает риск нежелательного взаимодействия лекарственных средств. Очевидно, что вопросы токсичности ЛС диктуют необходимость привлечения клинических фармакологов для подбора терапии, что редко происходит на самом деле.
При непереносимости препаратов из перечня ЖНВЛП врачи вынуждены ждать, когда состояние пациента ухудшится, чтобы иметь формальные основания для назначения современного препарата через врачебную комиссию. Но даже в этих случаях пациенты часто сталкиваются с тем, что регионы не закупают лекарство за счет бюджетных средств.
«Сегодня у нас есть действенные препараты, которые позволяют пациентам с РПЖ жить полноценно. Но формальные барьеры продолжают ограничивать доступ к более щадящей терапии. Мы считаем, что необходимо как можно скорее актуализировать клинические рекомендации и расширить перечень доступных средств. Человек не должен ждать ухудшения, чтобы получить адекватное лечение», — комментирует ситуацию Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Актуальная повестка
6 и 7 августа Комиссией Минздрава РФ по формированию лекарственных перечней были внесены изменения в перечень ЖНВЛП. Препарат даролутамид для лечения РПЖ был рекомендован Минздравом для включения в перечень жизненно важных лекарств. Инновационные технологии открывают новые возможности в борьбе с онкологическими заболеваниями. Главное, чтобы они были доступны не вопреки, а благодаря тем клиническим рекомендациям, которыми руководствуются современные врачи.
Источник: GxP News
Мы используем куки файлы, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас