Не станет ли пациент «вторым лишним»

Срок вступления в силу правила «второй лишний» для лекарств из перечня стратегически значимых перенесен на 1 января 2026 года. Это можно оценить как позитивный сигнал и то, что регулятор прислушается к мнению и фармбизнеса, и общественных организаций.

Ранее представители Всероссийского союза пациентов (ВСП) отправили письмо в Правительство РФ, в котором выразили опасение, что введение правила приведет к снижению доступности препаратов и увеличению расходов на их покупку. С одной стороны, речь идет о логичном продолжении курса на импортозамещение и технологический суверенитет. Но если внимательно посмотреть на изменения, то очевидно, что и российские лекарства могут оказаться под ограничениями. Все это создает серьезные риски для пациентов.

Главная угроза — возможный рост цен. Когда в закупке остается только один поставщик, исчезает ценовая конкуренция. Это значит, что система здравоохранения лишается инструмента снижения расходов, а лекарства могут подорожать. Приоритет предлагается отдавать препаратам, произведенным исключительно из российских субстанций. Таких пока немного, а их себестоимость зачастую выше по сравнению с сырьем, закупаемым в странах с более дешевой производственной базой. В результате расходы бюджета, скорее всего, вырастут, а значит, экономия, которой мы добивались на торгах последние годы, будет утрачена.

Не все препараты экономически обоснованно производить в России по полному циклу. Универсальное требование локализации на всех этапах способно привести к перебоям с поставками и сокращению ассортимента. Особенно болезненно это отразится на терапевтических группах, где у производимых препаратов нет достаточного числа полных циклов производства в России: онкология, рассеянный склероз, диабет, ряд социально значимых заболеваний. Речь идет о десятках международных непатентованных наименований — как минимум 215 позиций из перечня стратегически значимых лекарств. Для пациентов это означает риск дефицита, перебоев, а значит, угрозу срыва терапии.

До сих пор российские препараты, произведенные из импортных субстанций, участвовали в торгах наравне с другими. Введение правила «второй лишний» подразумевает их автоматическое отклонение, если на рынке есть хотя бы один препарат, произведенный из субстанции стран ЕАЭС. Получается, что мы не боремся с импортом, а снижаем конкуренцию среди российских компаний.

Это решение принципиально отличается от прежнего этапа, когда в 2022 году был установлен приоритет отечественных производителей. Тогда ограничения касались зарубежных лекарства, теперь же речь идет о выводе из закупок части российских препаратов, которые пока по объективным причинам зависят от иностранных субстанций. Ни в одной другой отрасли промышленности механизм «второй лишний» не применяется против российских товаров. Более того, подобное ограничение закупок отечественной продукции впервые вводится именно в фармацевтике — в самой чувствительной социальной сфере. Это создает ситуацию неопределенности для производителей, которым необходимо планировать производство на месяцы вперед.

Заявления Минпромторга о возможной корректировке правила «второй лишний» мы также расцениваем как позитивный сигнал: вместо жесткого отклонения предлагается ввести ценовую преференцию в 30% для производителей субстанций. Такой подход позволит сохранить конкуренцию, избежать роста бюджетных расходов и, главное, не допустить угрозы дефицита для пациентов.

Всероссийский союз пациентов полностью поддерживает стратегию президента и правительства по развитию отечественной фармацевтики и обеспечению технологического суверенитета. Но мы убеждены: эти цели не должны достигаться за счет ухудшения доступа граждан к жизненно необходимым лекарствам. Механизмы регулирования не могут становиться самоцелью. Главный критерий остается прежним — насколько то или иное решение защищает интересы пациента и соответствует здравому смыслу.

На наш взгляд, действие механизма «второй лишний» можно ограничить минимальным набором препаратов, где локализация субстанций действительно возможна и уже развивается. Для остальных целесообразно использовать более мягкие инструменты: ценовые преференции, субсидии, меры поддержки производителей.

Сегодня особенно важно найти баланс между задачами промышленной политики и правом граждан на своевременное и полноценное лечение. Поддержка отечественного фармпроизводства необходима, но она не должна превращаться в угрозу доступности лекарств для миллионов людей.

Источник: GxP News

Важная информация

Мы используем куки файлы, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас