Согласно научным исследованиям, в России головными болями страдают от 15% до 20% взрослого населения. Хронические головные боли, особенно мигрени приводят к потере трудоспособности, социальной дезадаптации, развитию депрессии, а в тяжелых случаях — к серьезным сосудистым патологиям, вплоть до инсульта. О новых подходах порталу Наука Mail рассказа Наталья Воропай.
Воропай Наталья Геннадьевна, кандидат медицинских наук, невролог Высшей категории. Специализируется на комплексной диагностике и лечении заболеваний центральной и периферической нервной системы.
Риски мигрени подтверждаются международными исследованиями. Так, в 2025 году в журнале The Journal of Headache and Pain была опубликована статья по итогам исследования «Мигрень и повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний: взаимодействие с традиционными факторами риска и образом жизни». Согласно полученным данным, мигрень является независимым фактором риска развития атеросклеротических заболеваний. Особенно значительна ее роль у женщин моложе 45 лет: для них мигрень представляет даже большую опасность, чем неблагоприятный образ жизни. Сочетание же этих двух факторов обладает мультипликативным эффектом, многократно увеличивая вероятность развития кардиоваскулярной патологии.
Почему мигрень — не просто боль
Специалисты отмечают, что, несмотря на масштабы проблемы, мигрень в российском медицинском сообществе остается стигматизированным заболеванием. Пациенты часто сталкиваются с тем, что врачи не воспринимают их состояние всерьез. На круглом столе «Проблемы лечения боли. Проблемы и перспективы лечения мигрени в Российской Федерации», организованном Всероссийским союзом пациентов, было отмечено, что около 30% пациентов не отвечают на специальные антимигренозные препараты — триптаны. Ключевое условие эффективности данных препаратов — прием в самом начале приступа, когда боль еще носит слабый характер. Действие лекарств направлено на сужение сосудов и блокировку выделения воспалительных веществ благодаря стимуляции серотониновых рецепторов. Важно понимать, что триптаны не лечат мигрень, а лишь купируют приступ. Кроме того, при длительном и частом приеме они сами могут провоцировать головные боли, становясь причиной так называемой абузусной (лекарственной) головной боли.
Почему лекарства не всегда помогают
Медицинское сообщество во всем мире продолжает активный поиск новых эффективных средств для терапии мигрени. Несмотря на наличие таких инновационных методов, как инъекции ботулотоксина А и применение моноклональных антител, все еще остается большая часть пациентов, слабо или вовсе не откликающихся на терапию. Сложность заключается еще и в том, что препараты ботулотоксина и моноклональные антитела не производятся в России. Для пациентского сообщества в текущей ситуации — это потенциальный риск дефектуры и роста стоимости, вызванного курсовыми колебаниями. С учетом все еще большого количества пациентов, слабо откликающихся на существующую терапию, ученые продолжают поиск альтернативных методов. На этом фоне актуальность приобретает неожиданный подход, в рамках которого в неврологии предлагается применять препараты, созданные для пациентов с эндокринологическими нарушениями.
Для многих пациентов, страдающих мигренью, открылось новое направление терапии, связанное с препаратами класса агонистов рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1). В июне на конгрессе Европейской академии неврологии в Хельсинки были представлены результаты исследования, которое выявило свойство лираглутида (ближайшего родственника семаглутида) облегчать течение мигрени. В пилотном исследовании, которое длилось 12 недель, принял участие 31 пациент, страдающий мигренью и ожирением. Больные получали ежедневные инъекции препарата. «Среднее количество дней в месяц, в течение которых наблюдалась головная боль, уменьшилось с исходных 20,04 ± 6,38 дней до 8,81 ± 6,01 дней после окончания лечения», — отмечают авторы работы в журнале Headache. Предполагаемый механизм действия связан со способностью GLP-1-агонистов снижать внутричерепное давление, которое считается одним из факторов возникновения мигренозных приступов.
Таким образом, препараты этого класса могут обладать прямым нейротропным эффектом, который выходит далеко за рамки простого снижения массы тела.
Препараты нового поколения
Исследуемый итальянскими учеными лираглутид является представителем первого поколения агонистов GLP-1-рецепторов. Препаратом следующего поколения из этого же класса выступает семаглутид.
Прямых рандомизированных контролируемых исследований по применению семаглутида при мигрени пока не проводилось. Однако в терапии метаболических нарушений и для коррекции веса он демонстрирует более четкую эффективность по сравнению с лираглутидом. Учитывая схожий механизм действия, можно предположить, что семаглутид обладает аналогичным или даже более выраженным влиянием на снижение частоты мигренозных приступов. Дополнительным преимуществом является его удобный режим дозирования — одна подкожная инъекция в неделю, в отличие от лираглутида, который требует ежедневного введения.
На Западе широко распространен оригинальный семаглутид под известным многим названием «Оземпик». Пока он находится под патентной защитой, поэтому абсолютных структурных аналогов на европейском рынке нет. Однако доступны другие препараты на основе той же молекулы семаглутида: «Райбелсус» и «Вегови».
Что доступно в России
В России доступен целый ряд препаратов класса агонистов GLP-1-рецепторов. Так, с действующим веществом лираглутид представлен препарат «Весфол». Если же говорить о современных средствах на основе семаглутида, то наиболее известна «Велгия». Для данного класса лекарств открытие итальянских ученые расширяет горизонты практического использования и проведения отечественных исследований, направленных на изучение влияния агонистов GLP-1-рецепторов на течение мигрени.
Уже сегодня данные препараты можно рассматривать как перспективное направление для профилактики мигрени. Доказанная высокая эффективность в терапии эндокринных заболеваний повышает интерес ученых к препарату с точки зрения его изучения в неврологии.
Не забывайте о профилактике
При этом пациентам с мигренью стоит помнить, что ключевая роль в борьбе с заболеванием по-прежнему отводится профилактике. В рамках предупредительных мер стоит избегать индивидуальных триггеров. У каждого они свои: стресс, некоторые виды продуктов, дефицит сна. При начале приступа важно действовать немедленно: принять назначенное врачом лекарство в самой ранней фазе, уединиться в тихом, темном помещении. И не в коем случае не заниматься самолечением! Помните, что точный диагноз может поставить только специалист
Источник: Наука Mail