30.09.2024 Конституционный Суд РФ учел предложения БФ «ПОДСОЛНУХ» по финансированию лекарств для орфанных пациентов

30 сентября 2024 г. 11:22
30.09.2024 Конституционный Суд РФ учел предложения БФ «ПОДСОЛНУХ» по финансированию лекарств для орфанных пациентов

Государственный Совет Республики Татарстан обратился в Конституционный Суд РФ с оспариванием конституционности положений о том, что финансирование лекарств для редких (орфанных) пациентов происходит из средств не федерального, а регионального бюджета. По мнению заявителя, такое положение ставит пациентов в неравные условия и зависимость от финансовых возможностей региона.

Фонд «Подсолнух» направил свое заключение в Конституционный Суд Российской Федерации по данному вопросу, предоставив данные своей адресной и системной деятельности, а также предложив положения для совершенствования:

  • установление правовой определенности в перечнях редких (орфанных) заболеваний, отсутствие которой ведет к нарушению прав граждан в льготном лекарственном обеспечении в зависимости от возраста, места жительства и нозологии;
  • унификация правового регулирования для редких (орфанных) пациентов, включая подробное распределение полномочий между федерацией и регионами и ролью федерации при нехватке финансирования у регионов: перераспределение ресурсов, резервы, роль Фонда «Круг добра» и, возможно, создание отдельной федеральной программы.

Конституционный Суд в ответ на запрос ГС Республики Татарстан и с учетом заключения БФ «ПОДСОЛНУХ» установил следующие положения:

  1. Перечни заболеваний: Судебный орган конституционного контроля подтвердил то, что перечни и их критерии не определены, но действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих орфанными заболеваниями. Следовательно, отказ в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации недопустим.
  2. Резерв лекарственных препаратов: Конституционный Суд подтвердил, что значительная часть расходного бремени принадлежит регионам, однако обстоятельства финансового или организационного характера не могут служить конституционным отказом в льготном лекарственном обеспечении. Правовая позиция КС РФ включает необходимость создания резерва лекарственных препаратов федеральными государственными органами для тех случаев, когда регион не справляется с обеспечением пациентов.
  3. Назначение лекарственного препарата вне перечней, по жизненным показаниям индивидуальной непереносимости, а также обеспечение при переезде граждан: Конституционный Суд также отмечает, что в таких случаях требуется содействие от федеральных органов государственной власти, а значит, источник финансирования может быть различным (а не только субъекта РФ).

Мария Посадкова, руководитель правовой службы Благотворительного Фонда «Подсолнух», к.ю.н., доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова:
«Решение Конституционного Суда – это значимое событие как для участников сферы здравоохранения, так и для всей правовой системы, обеспечивающее и защищающее права пациентов с жизнеугрожающими заболеваниями путем объединения усилий между регионом и федерацией.

При решении системных задач Фонд Подсолнух не раз поднимал вопрос закупки лекарств с резервом, и мы рады, что наша позиция, выраженная в обращении, нашла отражение и в решении Конституционного Суда. Уверены, что данное решение позволит повысить эффективность всей системы здравоохранения»