В России обнаружили случаи микоплазменной инфекции. Заболевание напоминает сильную простуду и в тяжёлых случаях может приводить к микоплазменной пневмонии с симптомами продолжительного кашля, боли в грудной клетке, заложенности носа, температуры, слабости, возможен и летальный исход
«Московская газета» выяснила, что на сегодняшний день заболевание лечится только антибиотиками на ранней стадии обнаружения, а средства диагностики есть только у НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи, разрабатывавшего российскую вакцину от ковида. Как отметил в беседе изданием глава НИЦЭМ им. Гамалеи Александр Гинзбург, микоплазменная инфекция может обостряться на фоне иммунодефицита, к которому привела пандемия коронавируса.
В России обнаружили случаи микоплазменной инфекции, тяжёлых форм заболевания пока не наблюдается, передаёт РБК. Вакцины от микоплазменной инфекции на данный момент не существует, отмечает издание.
Микоплазменная инфекция постоянно присутствует среди людей, рассказал «Московской газете» директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.
«Это условно патогенные микроорганизмы. У иммунополноценных людей микоплазма не проявляется, хотя в небольших количествах присутствует у многих из нас. Но когда наступает иммуноослабленное состояние, эти микроорганизмы начинают размножаться и оказывать своё негативное патогенное воздействие. У микоплазмы очень много разновидностей, некоторые обитают в лёгких – так называемая Mycoplasma pneumoniae, о которой, по всей видимости, сейчас и идёт речь, некоторые поражают мочеполовую систему, глаза, уши и т.д. Микоплазма может проявить патогенные свойства, если в организм проникнет сразу много возбудителя — миллионы инфекционных единиц — тогда иммунная система тоже может не справиться», — рассказал Александр Гинцбург.
Пандемия официально объявлена законченной, хотя вирус никуда не делся, а просто изменил характер взаимодействия с человеческим организмом, и может стать почвой для тяжёлых случаев микоплазменной инфекции, отметил глава НИЦЭМ им. Гамалеи.
«COVID-19 вызывает страшный иммунодефицит у всех, и даже у тех, кто переболел инфекцией на ногах, в течение 1,5-2 месяцев иммунодефицит гарантирован. А он проявляется, в частности, в падении уровня интерферона в организме, происходит и масса иммунологических сдвигов в негативную сторону. А 10-15% нашего населения болеют ковидом длительно, до полугода. На фоне тотального иммунодефицита патогенные организмы, которые всегда присутствуют вокруг нас, в частности, микоплазма, начинают действовать очень уверенно, активно размножаться и оказывать своё патогенное действие», — объяснил учёный.
Диагноз «микоплазмоз» и тем более «микоплазменная пневмония», – отличить по симптомам заболевания от гриппа, ковида и других заболеваний могут порядка десятка клиницистов в мире, отметил Александр Гинцбург.
«А все остальные смогут сделать это только с помощью полимеразной цепной реакции на микоплазменную пневмонию, которую можно поставить только в нашем институте, — подчеркнул глава НИЦЭМ им. Гамалеи. — Но мы не являемся диагностическим центром для населения, мы занимаемся научно-исследовательской работой. Последние 50-60 лет у нас работает микоплазмозный Центр и осуществляются все виды диагностики. Но мы не можем обслуживать даже население Москвы или СЗФО. Да, ввиду последствий ковида микоплазменная инфекция может быть достаточно опасной, а технология борьбы с ней пока не разработана. Единственный способ защиты – после диагноза от опытного врача вовремя начать принимать антибиотики, потому что микоплазмозы до сих пор к ним весьма чувствительны».
Микоплазма по своей природе – это грибковый микроорганизм, наподобие тех грибков, которые бывают на ногтях, на коже, а, например, микобактерия Mycobacterium tuberculosis вызывает туберкулез, рассказал «Московской газете» молекулярный биолог, академик РАН Сергей Нетёсов.
«Микобактерии могут бессимптомно присутствовать в организме человека, а могут вызывать болезни, ими болеют и животные, в том числе, домашние. Но иногда люди после инфицирования микобактериями заболевают и очень серьёзно. Когда начинают разрабатывать новые методы диагностики, обнаруживают и новых возбудителей респираторных инфекций. Требуется время и сложная работа, чтобы понять, как выявлять и лечить новые диагностируемые заболевания. Здесь людям важно быть настороже и идти к врачу, когда у них появляется необычная болезнь, просить о том, чтобы им сделали полный анализ того, чем они болеют. К сожалению, в рамки обязательного медстрахования из возбудителей ОРЗ входит диагностика только гриппа и коронавируса. Что-то иное могут помочь обнаружить лишь врачи-энтузиасты, отдавая пробы в специализированные научные медучреждения. Я думаю, что если у НИЦЭМ им. Гамалеи имеется средство для диагностики микоплазмоза, то этому Центру стоит передать данную разработку в специализированные диагностические компании, чтобы масштабировать производство», — отметил Сергей Нетёсов.
Серьёзная вспышка микоплазмоза недавно произошла в Китае, где привела к массовой пневмонии среди детей с тяжёлым исходом, сказал «Московской газете» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
«Для микоплазменной инфекции это не характерно. Дети часто болеют микоплазмой и достаточно легко её переносят. Но она может вызывать осложнения и неизлечимые состояния, если у детей есть синдром иммунодефицита. Массовое воспаление лёгких было зафиксировано во Франции, Германии, Польше. Появляется новая волна заболевания. Будет это эпидемия или нет, пока сказать сложно. Видимо, единичные случаи заболевания микоплазменной инфекцией в России сейчас вызывают такой ажиотаж на фоне того, что происходит в Китае и в Европе», — отметил Ян Власов.
Если НИЦЭМ им. Гамалеи владеет средством для диагностики микоплазмоза, институту не нужно брать на себя роль «лабораторного центра всея Руси», считает эксперт.
«Их задача – разработать тест, а внедрение теста – это задача Роспотребнадзора и Минздрава. Надо отметить, что есть с десяток разновидностей микоплазмы, какие-то живут в организме человека постоянно, какие-то могут приводить, например, к пневмонии. Поэтому в этом направлении нужно проводить исследования, а организовывать такие процессы и следить за развитием заболевания должны Минздрав и Роспотребнадзор», — заключил сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Источник: Московская газета