Обязательная маркировка лекарственных препаратов вводится в России с 1 июля. Приведет ли это к подорожанию лекарств, разбирался «Ко»
Лекарства подорожают
Один из основных аргументов в пользу того, что маркировка лекарств нужна, — борьба с контрафактом. Как утверждают в Росздравнадзоре, первые эксперименты по введению маркировки позволили выявить нарушения на сумму более 500 млн руб. в период с 2015 по 2017 год. Речь, в частности, идет о несанкционированном перемещении и так называемом повторном вбросе лекарств, когда препараты, ранее отпущенные пациентам, вновь поступали в продажу.
Новые правила распространяются на все звенья оборота — производителей, логистические компании, дистрибьюторов и аптеки.
Маркироваться лекарства будут при помощи штрихкода DataMatrix, стоимость одной такой отметки для производителя и импортера составит 50 копеек. Исключение — лекарства дешевле 20 руб., они маркируются бесплатно.
Главное, что заботит покупателей, — приведет ли введение обязательной маркировки к подорожанию лекарств. Здесь мнения расходятся. Юрий Жулев, сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России, считает, что лекарства подорожают и прежде всего под удар попадут дешевые препараты, в то время как на дорогом лекарстве пятидесятикопеечная маркировка будет просто не так заметна.
Впрочем, на цену препарата будет влиять не только марка. На плечи производителей лягут затраты на специальное оборудование. Эти инвестиции компании, естественно, захотят переложить на потребителей. Юрий Жулев также говорит, что придется подготовиться и аптекам: «Необходимо построить всю логистику в аптеках, иначе их работа может застопориться из-за недостаточной технической обеспеченности, например — из-за неработающего Интернета».
В Центре развития перспективных технологий (далее — ЦРПТ), который является оператором системы маркировки, напротив, уверены, что она не приведет ни к росту стоимости препаратов, ни к сбоям при их поставках в аптеки и медучреждения. Представитель организации заявил «Ко», что бизнес может оказаться даже в плюсе, поскольку получит возможность, к примеру, сэкономить на маркетинговых исследованиях, получая данные из системы маркировки. Видя, что происходит с товарами, игроки рынка, например, смогут сократить расходы, планируя производство и логистику. Затраты бизнеса на покупку кода и подключения к IT-программам, при помощи которых осуществляется контроль за маркировкой, не значительны настолько, чтобы вносить серьезные корректировки в текущую стоимость лекарств, считают в ЦРПТ.
Александр Быков, директор по экономике здравоохранения группы компаний «Р-Фарм», надеется, что внедрение маркировки приведет лишь к незначительному повышению себестоимости лекарств, хотя сам процесс подготовки компаний к игре по новым правилам потребует затрат: «Важно понимать, что эмиссия одного кода и нанесение его на упаковку препарата, закупка специального оборудования и программного обеспечения, обучение новых сотрудников и так далее — все это стоит денег». Однако не стоит забывать и о положительном эффекте от введения новых правил, контроль за оборотом сделает рынок более прозрачным, а покупку лекарств безопасной. Быков уточнил, что «Р-Фарм» была готова к внедрению маркировки еще с 1 января, а оставшееся до июля время систему можно будет дополнительно перепроверить.
Впрочем, не только маркировка будет влиять на ценообразование в ближайшем будущем. Опасение у производителей вызывает и правительственное постановление от декабря 2019 года о предельной отпускной цене, согласно которому ФАС с Минздравом могут рекомендовать производителям значимо снижать цену на лекарства из перечня ЖНВЛП. Невыполнение рекомендации грозит приостановкой или отменой регистрационного удостоверения. Производители в итоге думают о том, что по препаратам, включенным в перечень, они будут снижать цены, а по невключенным цены будут повышаться.
Аптеки заплатят больше
Напомним, что за невыполнение требования закона о маркировке лекарств предусмотрены штрафы: до 10 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 100 тыс. — для производителей и до 300 тыс. — для продавцов.
Однако пострадать могут и добросовестные игроки. Для аптечных учреждений и предпринимателей введение маркировки и контроль над ней означают, что в последующем на них перестанет распространяться упрощенная система налогообложения, считает член экспертного совета Госдумы по вопросам обращения лекарственных средств, доктор фармацевтических наук Юлия Борщ.
Это совершенно другие отчисления, и многие коммерсанты говорят о том, что они будут закрывать аптечные точки. Это небольшие аптеки либо небольшие аптечные сети в регионах — говорит эксперт
По мнению Юлии Борщ, федеральные аптечные сети вряд ли пострадают, но существует риск потерять доступность лекарств. Может измениться ценообразование препаратов, не входящих в перечень жизненно важных.
О том, что в случае отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) цены на такие препараты повысятся, а деятельность около 40 % российских аптек станет убыточной, заявляли и в Ассоциации независимых аптек (АСНА), а рамках которой действуют тысячи аптечных учреждений.
При этом в Минфине в ноябре поясняли, что налогоплательщики вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) при реализации товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Однако до 1 июля аптекам, которые применяют ЕНВД (наиболее привлекательный, по мнению экспертов, вариант для такого бизнеса), придется перейти на другую систему налогообложения.
Побочный эффект регулирования
Впрочем, регулирование повлияет не только на цену. Эксперты считают, что в новых условиях гораздо важнее не допустить нехватки или полного исчезновения препаратов. Избыточные регулирующие меры могут привести к уходу производителей с рынка. Такие примеры еще свежи в памяти. Так, по данным на декабрь 2019 года, порядка четырех тысяч жителей страны, страдающих муковисцидозом, остались без жизненно важного антибиотика «Фортум». Из-за закона об импортозамещении с российского рынка ушла производящая его британская фармацевтическая компания GlaxoSmithKline. Российские же аналоги препарата вызвали многочисленные жалобы на побочные эффекты и несовместимость с привычными курсами лечения.
Возникли проблемы и с другим важным антибиотиком «Колистин» — в том числе и из-за необходимости его перерегистрации. В Минздраве предложили благотворительным организациям закупить препарат для остро нуждающихся пациентов в других странах, не пояснив, на какие деньги это нужно делать.
Наконец, теперь уже бывшая глава Минздрава Вероника Скворцова признала, что почти в четверти регионов страны провалились закупки инсулина. Ранее эти перебои связывали с новыми правилами определения цены контракта на закупки препарата для льготников. Процент сорванных аукционов вырос из-за неявки участников тендеров.
Источник: «Журнал «Компания»