Юрий Жулев
Сопредседатель Всероссийского Союза общественных объединений пациентов
На этот вопрос очень сложно ответить. Дело в том, что нет единого порядка. Есть нормативная база, которая позволяет, как оставить всё в силе и выписывать рецепты в очном порядке, так и перевести всё на заочный порядок. Например,сейчас к нам поступает информация, что в Москве значительное количество пациентов с инвалидностью начали получать препараты на дом, и рецепты, соответственно, выписываются заочно. При этом, определенной когорте пациентов в Москве, чтобы получить препарат, приходится ехать выписывать рецепт и идти с ним в аптеку. Другой вопрос, что поголовно в столице рецепты выписывают чаще всего на более длительные сроки. Законодательство позволяет выписать рецепт до шести месяцев.
И чтобы не путать, есть два вида сроков. Первый - срок действия рецепта. Второй срок касается количества препарата. И сейчас разрешено выписывать рецепт на курс лечения до шести месяцев. Здесь ничего нового. Просто это не обязанность, а право. То есть врач и власти решают, на какой период выписать рецепт. И невозможно прийти и потребовать выписать рецепт на шесть месяцев. Они не обязаны. Это их возможность, которой они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.
В каких-то регионах уже начинают внедрять электронные рецепты. Там, где это произошло, легко наладить процесс заочной выписки рецептов, передачу их в аптеку, а дальше встает вопрос доставки. Я слышал о ряде регионов центрального округа, где понемногу начинают осуществлять такую доставку. Это не значит, что в других округах этого нет. Просто это то, о чём я слышал. Понятно, что доставка будет не всем, а в основном, наверное, маломобильным группам, или группам, находящимся в жёстком карантине.
Кто осуществляет доставку? По-разному: начиная от волонтёров и заканчивая самими аптечными структурами. Нет единого порядка. За это отвечают регионы. Поэтому пациенты должны обращаться в свои лечебные учреждения. Мы призываем пациентов писать обращения, если в их регионах ничего не изменилось, и требуют идти за рецептом. Призываем писать в региональные минздравы, губернаторам с просьбой наладить такой процесс заочной выписки, доставки лекарственных препаратов.
Но с волонтерами тоже возникла проблема. Потому что мало сходить в аптеку, надо же выписать рецепт, а это не совсем простая история. Иногда нужно сделать два посещения. Первое - к терапевту за талончиком-направлением к специалисту. Второе - к специалисту, который на приеме выписывает рецепт. Иногда рецепт выписывает терапевт, что облегчает задачу. И вопрос в том, готовы ли волонтеры сидеть в очередях, ждать за кого-то? Поэтому Минздрав разъяснил, что получить за пациента в аптеке его лекарственный препарат может практически любой человек. Но остается процесс выписки рецепта. И он непростой.
Есть ещё один момент. В недавно принятом законопроекте, согласно которому в период ЧС и эпидемий аптекам разрешают продажу безрецептурных препаратов через интернет, есть исключения. Так, запрещена дистанционная торговля и доставка спиртосодержащих лекарственных препаратов, психотропных и наркотических препаратов. Сам пациент, если ему нужен наркотический или психотропный препарат, чаще всего не в состоянии прийти в аптеку. Поэтому обычно за таких пациентов рецепты получают родственники и идут с этими рецептами в аптеку. Так что здесь в принципе ничего не поменялось. Просто, к сожалению, именно курьерам доставить таким пациентам лекарства будет проблематично. Но я не исключаю, что в каких-то регионах через волонтерские специальные службы производится и такая доставка.
Мы знаем, что сейчас с проблемами сталкиваются пациенты с хроническими заболеваниями, которые получают плановую, чаще всего лекарственную, терапию через дневные стационары. И в связи с перепрофилированием больниц им начинают отказывать в такой помощи. Тут надо понимать, что это люди, качество жизни которых полностью зависит от такой терапии. В случае таких отказов мы призываем активно писать обращения в региональные минздравы, главным врачам этих больниц и настаивать на продолжении терапии или на переводе их в другое лечебное учреждение, которое не закрыто. К сожалению, сейчас никто не может подсчитать, качество жизни какого числа людей снизится из-за прерывания такой терапии. Но, к примеру, громче всего, о такой проблеме заявляла ревматология. Кстати, у нас, во Всероссийском союзе пациентов, есть горячая линия (8-800-500-8266), позвонив на которую пациент может получить подсказку и узнать, как защитить свои права, в том числе в условиях пандемии.
Источник: Яндекс Кью