Российский Минздрав планирует ввести реестр медицинских экспертов. Эта новость вызвала обеспокоенность в пациентском сообществе. Общественники считают, что с нововведением защищать права пациентов станет сложнее. Таким образом медицина, которая и так зачастую воспринимается как глухая стена из корпоративных интересов, так что защитить свои права пострадавшему, например, от врачебной ошибки сложно, становится еще более неподступной. Своим мнением о введении реестра с «ФедералПресс» поделился сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрия Жулева.
«Пандемия коронавируса стала серьезнейшим испытанием и для врачей, и для пациентов. Особенно – для людей с хроническими заболеваниями. Перепрофилирование медицинских учреждений и серьезные нагрузки на медперсонал объективно ухудшили доступность медицинской помощи. А для многих пациентов с хроническими заболеваниями перерыв в терапии может представлять серьезную опасность для жизни и здоровья. Экстремальные условия работы российского здравоохранения в этот период выявили необходимость дальнейшего совершенствования системы защиты прав пациентов в сторону ее большей сбалансированности.
С одной стороны, система здравоохранения должна защищать интересы и права врача. Медицинские работники – наши безусловные союзники, мы никогда не противопоставляли защиту прав пациентов и защиту прав врачей.
С другой стороны, конечно, система должна действовать в интересах пациентов. Сегодня, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется выстраиванию эффективных механизмов разрешения конфликтных ситуаций в медицинских учреждениях.
Безусловно, не всегда пациент объективен – и для этого медперсоналу нужно проявить определенное умение, чтобы выстроить коммуникацию с пациентом. Необходимо совершенствовать так называемую «маршрутизацию» – целесообразно, чтобы в лечебных учреждениях появились компетентные сотрудники, которые занимаются коммуникацией с пациентом и решением конфликтных ситуаций. Профессионалы знают – иногда неправильно выстроенная работа внутри медучреждения приводит к конфликтам «на ровном месте». Сталкиваются потоки пациентов, возникают очереди, нарушается порядок процедур. Чтобы этого избежать, важным аспектом является анализ поступающих жалоб. Если основной поток направлен на одного и того же сотрудника, не обязательно врача, стоит проанализировать – почему в этом месте возникают конфликты.
Необходимо уделить особое внимание психологической поддержке, причем как пациентов, так и медперсонала. В учреждениях здравоохранения очень остро стоит проблема профессионального выгорания врачей и медперсонала. Кроме того, на всех этапах непрерывного медицинского образования целесообразно отдельно останавливаться на вопросах врачебной этики.
Сегодня, к сожалению, далеко не все пациенты хорошо понимают каким образом устроена защита их прав в системе здравоохранения. Между тем, обязанность представлять интересы пациента законом возложена на страховые медицинские организации, которые бесплатно отстаивают права пациентов как в досудебном порядке, так и помогают организовать обращение в суд. Обратившись в свою страховую компанию, полисом которой он обладает, пациент получает ответы на вопросы взаимоотношений с медучреждением. При этом практически в 90% случаев вопрос закрывается при первом общении со страховым представителем, работающим в колл-центре СМО. И даже в непростых ситуациях подавляющее большинство конфликтов между клиникой и пациентом решаются в досудебном порядке при участии страховой медицинской организации. Благодаря поддержке страховых организаций большинство жалоб, рассматриваемых и в судах, решается в пользу пациента, в том числе с компенсацией морального вреда.
Нельзя обойти вниманием и вопрос, связанный с ошибками диагностики или лечения. Как правило, причинами могут являться недостаточная компетентность медиков, тяжесть состояния пациента или проблемы организации лечебного процесса. Главный аспект для предотвращения таких ошибок – профилактика с помощью таких механизмов как регламентация процедур и взаимодействия. Четко прописанные и соблюдаемые инструкции многократно повышают безопасность оказания медицинской помощи. Таким моментам необходимо уделять повышенное внимание.
Но при этом важно понимать, что врачебные ошибки всегда сопровождают медицинскую деятельность. Поэтому мы стоим на позициях максимально возможной декриминализации врачебных ошибок. Эти вопросы должны решаться в поле гражданских правоотношений.
В разрешении таких ситуаций большую роль играет медицинская экспертиза. И пациенты, и врачи должны быть уверены в профессиональной и беспристрастной экспертизе, которая осуществляет контроль качества медицинской помощи. Все стороны должны доверять беспристрастности экспертов, потому что их выводы играют очень большую роль при принятии определенных решений.
В этой связи предложенный Минздравом России в проект приказа о создании реестра экспертов требует дополнительной доработки и уточнения. Этот документ дает право пожизненной дисквалификации эксперта по решению ФФОМС. Я считаю, что механизм регулирования деятельности экспертов нужно очень внимательно прорабатывать с участием всех заинтересованных сторон.
Если над экспертом висит «дамоклов меч» пожизненного отстранения, он будет проводить экспертизу с оглядкой. Концентрируясь не на сути экспертизы, а на тех последствиях, к которым могут привести его выводы. Это неправильно. Эксперт, как и судья, должен быть независим. Как от давления административного аппарата, или своих коллег по профессии, так и от давления пациентов.
Вообще, критерий истины и профессионализма должен быть превыше всего при принятии тех или иных решений, затрагивающих основы организации здравоохранения. Ни в коем случае нельзя допустить появления лазейки для наказания эксперта за честную работу. Подчеркиваю, вне зависимости от того, в чью пользу окажутся результаты экспертизы.
Эксперты – это фундаментальная группа в системе здравоохранения, которая влияет на ее устойчивость. Независимые медицинские эксперты нужны и пациентам, и врачам, и системе здравоохранения, и системе ОМС. Они нужны в судах и досудебных спорах, при разбирательстве уголовных дел. Любое отклонение – что в пользу врачей, что в пользу пациентов – подвергает систему здравоохранения очень опасной разбалансировке»
Источник: ФедералПресс