Система ОМС стала важной и неотъемлемой частью здравоохранения. Она несет функцию жесткого финансового контроля за расходованием средств, в том числе учитывая роль и медицинских страховых организаций.
Система ОМС выдержала многие испытания. В пандемию она гибко реагировала на необходимые изменения — тарифы стали более адаптивными к ситуации, перераспределялись потоки пациентов между лечебными учреждениями. Гибкость системы в целом стала ее важным конкурентным преимуществом.
Вместе с тем стало очевидно, что к настоящему времени система ОМС остро нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Причем многие проблемы ОМС связаны с общим недофинансированием здравоохранения и этот же фактор сдерживает ее модернизацию.
Недофинансирование — главная проблема ОМС
Вектор дальнейшего развития системы ОМС в целом определен властью и профессиональным сообществом.
Мы, как пациентское сообщество, например, крайне озабочены тем, что система отторгает дорогостоящие инновационные методы лечения, даже если они погружены в КСГ, в тарифы. Связано это снова с недофинансированием.
По этой же причине медленно идет внедрение цифровых технологий, телемедицины. Молекулярно-генетическая диагностика не получает должной доступности для населения во многих регионах. А в ней нуждается большой круг пациентов — с онкологическими, орфанными и другими заболеваниями.
Для нас система финансирования в ОМС в целом представляется пока что очень сложной и неповоротливой. Существует несправедливость в оплате между регионами.
Система ОМС выдержала многие испытания. В пандемию она гибко реагировала на необходимые изменения — тарифы стали более адаптивными к ситуации, перераспределялись потоки пациентов между лечебными учреждениями.
Система лекарственного обеспечения требует погружения в ОМС. Например, пациент получает лекарство в стационаре, затем выписывается. Логично, что он должен продолжать терапию определенными лекарствами, но она ему недоступна, п отому что это другая система.
В результате полностью нарушается преемственность лечения. Есть другие ситуации, когда пациент получает льготное лекарственное обеспечение, стоимость которого исчисляется миллионами рублей.
Но он не может ввести лекарство в дневном стационаре. Государство законодательно поставило его в такие условия, что применимы лекарства могут быть только в стационарных условиях. Необходимо объединить систему, чтобы такого рода барьеры для пациентов были сняты.
Права пациентов: подвижки есть, но их недостаточно
Ситуация в сфере защиты прав пациентов развивается, но она несовершенна.
Где-то на жалобы пациентов реагируют очень оперативно, а где-то ограничиваются формальными ответами.
Граждане также недостаточно информированы о своих правах. Многие даже не знают, что у них есть полис, своя страховая организация, специалисты которой готовы прийти на помощь.
В пандемию пациенты с хроническими заболеваниями не могли реализовать свои права на получение плановой помощи.
Больницы были перепрофилированы под ковидные госпитали, нарушен привычный график работы, и пациенты зачастую не знали, как получить плановую помощь.
А ведь для многих из них она равноценна скорой помощи.
Можно выделить несколько направлений и опций в сфере защиты прав пациентов, которые развиваются.
Хорошо сумел себя зарекомендовать в части взаимодействия с пациентским сообществом институт страховых представителей. Мы увидели партнеров, союзников в лице страховых медицинских организаций. С ними у нас хорошо налажен диалог. Они очень оперативно реагируют на просьбы от нас, и помогают нашим активистам пройти обучение.
Возможность выбирать медицинское учреждение и получать помощь в любом регионе России стала реализацией важной части прав пациентов и достижением системы ОМС. Однако ситуация в регионах пока неравномерная. В крупных мегаполисах можно поменять поликлинику. Но имеются огромные территории, где это физически невозможно.
И пока государство не выделит деньги на новую больницу, выбор у пациентов не появится.
Нужно отметить, что 2021 год ознаменовался кризисом межтерриториальных платежей. Например, скорая помощь пациенту оказывается в полном объеме.
А вот получить дорогостоящее плановое лечение не в регионе проживания стало сложно. Проблемы появились потому, что из-за пандемии бюджеты территориальных фондов ОМС ушли в минус.
Мы много говорим о правах пациентов, но нужно не забывать и об обязанностях.
Появляются идеи штрафовать или отказывать в бесплатной медпомощи тем, кто не заботится о своем здоровье. Уверен, что репрессивные меры здесь не помогут.
С каждым пациентом необходимо работать. Он должен понимать все негативные последствия, которые могут наступить, если он не будет следовать предписаниям врача.
Школа для пациента
Большая проблема в том, что у врача очень мало времени на прием пациента, многие придерживаются формального подхода. А прежние методы, когда врач просто говорил «делайте то и то», но не объяснял, почему и зачем, сегодня не работают. Люди изменились, в интернете доступна самая разная информация, многие приходят с определенными знаниями или с заблуждениями относительно своего состояния. Пациент должен понять суть лечения, свою роль в этом лечении и активно участвовать в нем.
Государству нужно задействовать все каналы коммуникации с гражданами.
Возможность выбирать медицинское учреждение и получать помощь в любом регионе России стала реализацией важной части прав пациентов и достижением системы ОМС.
Работа должна иметь просветительский и информационный характер. Отчасти эту работу мы взяли на себя. Пациентские организации создают школы пациентов по хроническим заболеваниям. Совместно с врачами проводим лекции о заболеваниях, о правилах жизни с ними, о значении дисциплины, приверженности лечению.
ВСП запустил информационную кампанию для пациентов «#ЧтобыЖитьДолго», которая направлена на повышение приверженности лечению. Эта кампания станет частью большой федеральной работы в этом направлении, которая ведется Минздравом.
Возможно, государству стоит также рассмотреть поощрение в виде страхования, льгот тем, кто ведет здоровый образ жизни, отказался от вредных привычек и активно занимается спортом. Такая тактика работы с пациентами была бы самой правильной.
Источник: Современные страховые технологии