Состоялся круглый стол «Роль коммуникации "врач - пациент" в пациентоориентированном здравоохранении".
В основе врачевания лежат отношения врача и больного. Они могут строиться по-разному. Патернализм предлагаетрассматривать врача как авторитетного и всезнающего отца, а больного - как послушного и неразумного ребенка. Партнерство предполагает разделение ответственности между врачом-советником и ответственным пациентом, самостоятельно принимающем решения о своём здоровье. Как отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулёв, в российском здравоохранении нет чётких критериев пациенториентированности. «Не больной для системы здравоохранения, а система здравоохранения для больного», - провозгласил он. Голос больного должен быть услышан, но если на прием врача отводится 10 минут, то о какой пациентоориентированности может идти речь? В этой связи важно знание обеими сторонами этики и деонтологии и владение навыками бесконфликтной коммуникации. К сожалению, медицинская этика перестает преподаваться в медицинских вузах как самостоятельная дисциплина. Права больных отстаивают пациентские организации (НКО), представители которых выступили на круглом столе.
«Орфанные больные находятся в привилегированном положении», - отметила его модератор, председатель правления АНО "Дом редких" Анастасия Татарникова. «Больной должен понимать границы своего влияния на принимаемые врачом решения», - считает учредитель и директор благотворительного фонда "Семьи СМА" Ольга Германенко. Речь идёто выборе лекарственного препаратаи изменении лечения не по медицинским показаниям (например, в случае замены оригинального препарата дженериком). Ожидания больных могут быть завышенными. Как подчеркнул Ю. Жулёв, часто происходитзамена препарата без согласия больного не только в рамках одного МНН, но и между разными молекулами. Необходимо учитывать мнение пациента или его законного представителя. Эти вопросы должны быть законодательноотрегулированы.
Тему продолжил председатель МОО "Другая жизнь", член Общественной Палаты Ленинградской области юрист Кирилл Куляев. Чёткие критерии перевода больного на другой препаратв рамках разных МНН отсутствуют. Между тем, изменение способа и кратности введения препарата важны для повышения комплаентности. Качество жизни больногопри назначении препарата (внутривенно, перорально, и т.д.) не учитывается. «Качество коммуникации с врачом сказывается на качестве лечения», - утверждает К.Куляев. В федеральных клиниках оно выше, поскольку там нет административного давления со стороны органов власти субъектов РФ. Городские больницы порой отменяют назначенное в федеральных центрах лечение, наносящее удар по региональному бюджету. С помощью телемедицинских консультаций проблему удается решить. Окончательное решение принимает лечащий врач, который отвечает за качество медицинской помощи. Другой проблемой является неинформированность врачей о новых методах лечения и отсутствие опыта ведения «редких» больных. Когда больные узнают о новых методиках от пациентских организаций, это снижает уровень доверия к врачу.
Как утверждает кандидат филологических наук Юлия Донскова (Сеченовский университет), взаимоотношения врача и больного являются частным случаем межкультурной коммуникации. Больной находится в стрессе, и должен получать информацию на понятном ему языке. С 2022 г. совместно с «Домом редких» организуются мастер-классыпо переводу с медицинского на русский. У врача и больного общий враг – болезнь. Результаты борьбы будут лучше, если они найдут общий язык. При этом, как заметила О.Германенко, важна невербальная коммуникация - мимика, жесты, поза. Как считает К.Куляев, в идеале врач должен выслушать больного и ответить на его вопросы, абольной должен врачу доверять.
«Должен быть равный доступ к медицинской помощи во всех регионах страны», - заявила президент АНО "Общество пациентов с фенилкетонурией" Елена Балабанова. По её словам, врач так же беззащитен, как и больной, поскольку ФЗ №44 определяет финансовую зависимость врачей. «Деньги всегда есть. Вопрос в приоритетах», - прокомментировал Ю.Жулёв. С одной стороны, здравоохранение финансируется недостаточно. Но, с другой стороны, «много закопанных денег» - закупаются лекарства с сомнительной эффективностью, больные не приходят за льготными препаратами, и т.д. Подобно тому, как финансируется «Круг добра», деньги можно найти путём «налога на вредные привычки» - повышения акцизов на сладкие напитки, алкоголь и табак. Надо выстроить приоритеты внутри здравоохранения, искать резервы и дополнительное финансирование.
Участники круглого стола предложили разработать «Этический кодекс пациента» под эгидой ВСП. К сожалению, среди них не было ни одного медика. Как сказала корреспонденту «МГ» А. Татарникова, она обращалась к нескольким известным врачам с просьбой о выступлении, но получила отказ. Кто же должен отстаивать права и интересы врачей, если они сами в этом не заинтересованы?
Борис Нижегородцев.
Источник: Медицинская газета