По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, цифровизация вносит позитивный вклад в развитие системы здравоохранения.
Однако при внедрении разного рода цифровых сервисов необходимо учитывать все риски и работать с обратной связью. Да и полностью исключить человека из коммуникаций с пациентом невозможно.
ССТ: С точки зрения качества и доступности медицинской помощи цифровизация в медицине — это благо?
Юрий Жулёв: Конечно, есть риски, но, безусловно, внедрение разнообразных цифровых технологий — это благо как для медицинского работника, так и для пациента, и в целом — для системы здравоохранения. Цифровизация несет в себе унификацию деятельности и отчетности, позволяет обмениваться данными и организовать новые сервисы. Это повышает доступность медицинской помощи.
ССТ: Какие цифровые сервисы для получения медицинской помощи вы считаете наиболее удачными?
Ю. Ж.: Прежде всего, хочу отметить телемедицинское консультирование. Сейчас оно проводится по системе «врач — врач», но уже идут эксперименты по модели «врач — пациент». Это новые возможности для пациентов, особенно проживающих в отдаленных регионах: можно дистанционно провести консилиум с присутствием или без присутствия пациента, проконсультировать его лечащего врача для выработки тактики лечения или принятия решения о госпитализации в федеральное лечебное учреждение.
Второй сервис, который хочется особо отметить — это электронная запись к врачу и электронная медицинская карта. Также очень большой позитив вызывают пилоты по внедрению цифровых сервисов в сфере лекарственного обеспечения. В ряде регионов организована возможность оформления электронного рецепта. Это существенно облегчает жизнь и самому пациенту, и медицинской организации.
ССТ: Порой человеку для обращения к новому специалисту бывают нужны результаты анализов, заключения других врачей. Далеко не каждый пациент имеет несколько копий таких документов. Как будет развиваться ситуация в этом вопросе?
Ю. Ж.: Здесь важно подчеркнуть, что нужна не просто выгрузка из базы данных необходимых медицинских документов, но и допуск врачей по согласию пациента к этим документам. Важно, чтобы электронная медкарта читалась не только тем учреждением, где пациент находится на учете, но и другими ЛПУ, в том числе, частными. В частных медицинских учреждениях, кстати, уже повсеместно работает система, когда результаты анализов и исследований приходят на электронную почту пациента или в личный кабинет. Также востребовано получение всевозможных справок.
Необходимо сказать и о ведении полноценных клинических регистров в рамках всей информационной системы — это очень важное направление. Понемножку, может быть, не так быстро, как мы хотели, но работа в этом направлении тоже ведется.
ССТ: Существует ли проблема с доступностью для пациентов «оцифрованной» медицинской помощи?
Ю. Ж.: Доступность цифровых технологий сильно отличается от региона к региону. Где-то вовсю работают пилоты по электронным рецептам, по телемедицинскому консультированию, а где-то ничего об этом даже не слышали. Неравенство в доступе к различным видам медицинской помощи сказывается и на цифровых сервисах.
Система здравоохранения децентрализована. Решения принимаются на федеральном уровне, но реализовывать их должны регионы, причем, за свой счет. Отсюда возникает это неравенство.
Цифровые сервисы несут в себе некие риски, например, для людей с ограниченными возможностями по здоровью, в первую очередь — по зрению. Далеко не все сервисы на портале госуслуг сейчас доступны для таких пациентов. При разработке новых информационных систем нужно серьезно учитывать особенности людей с разными ограничениями.
Другая когорта пациентов — это пожилые граждане, которые не всегда «дружат» с современными гаджетами и цифровыми технологиями. Для них должны оставаться возможности традиционного обращения за медицинской помощью. Сейчас бывают ситуации, когда в медицинские центры очень тяжело дозвониться, то есть пациенты не могут воспользоваться цифровым сервисом и не могут дозвониться по традиционному телефону.
ССТ: Возникают ли проблемы с недоверием при использовании такого электронного сервиса, как запись к врачу?
Ю. Ж.: Это тоже сильно зависит от региона. И Минздрав, и ФФОМС, и страховые медицинские организации пытаются снизить процент неудавшихся попыток записи к врачу. Но мы должны понимать, что это накладывается на общую ситуацию с медицинскими кадрами, когда есть дефицит врачей и очень мало слотов записи к ним.
Порой в электронном сервисе свободных слотов на специалиста нет или сроки фактической записи к врачу не укладываются в те нормативы, которые зафиксированы в Программе государственных гарантий. Часто в регионах какой-то врач просто отсутствует в информационной системе — в таком случае нужно идти за талончиком.
Есть уже наметки по использованию искусственного интеллекта. ИИ потенциально позволит снизить нагрузку на определенные сферы здравоохранения. Но он никогда не заменит специалиста при принятии врачебных решений. Ни технологии, ни мы с вами не готовы полностью доверить наше здоровье искусственному разуму.
Конечно, чат-бот — это систематизация, ускорение диалогов, упрощение вызова врача.
ССТ: Как можно исправить проблемные ситуации?
Ю. Ж.: Это можно сделать только комплексным подходом, потому что если регион не решит проблему с медицинскими специалистами, то и не будет полноценной электронной записи.
Должны быть удобные сервисы отмены визита. Если человек не приходит к врачу, то теряется дефицитный временной слот, когда другие пациенты могли бы попасть к дефицитным специалистам. Система должна, как это делают в коммерческих клиниках, обеспечивать многократное подтверждение визита. Зачастую эффективнее потратить деньги на дозвон и напоминание, чем упустить дорогостоящее время работы врача. Для таких сервисов должны существовать специальные низкие тарифы у провайдеров, чтобы страховые и медицинские организации могли вести информирование своих пациентов.
При этом внедрение цифровых сервисов не должно приводить к дублированию отчетности. Недопустима ситуация, когда врач сначала заполняет данные на бумаге, а потом переносит их в программу.
В рамках 14-го конгресса Всероссийского союза пациентов мы проводили опрос. Пациенты обратили внимание на то, что им стало проще попадать в федеральные лечебные центры. В числе прочего это стало возможным благодаря цифровым технологиям: сейчас все документы направляются через информационные системы, что, безусловно, облегчает маршрутизацию пациента в медицинские учреждения.
ССТ: Принимает ли участие Всероссийский союз пациентов в обсуждении подобных задач?
Ю. Ж.: Не могу сказать, что мы отдельно занимаемся проблемой цифровизации. Но эта тема постоянно мелькает в различных тематиках в нашем диалоге с властью. Например, сейчас широко обсуждается возвращение сроков обслуживания по необеспеченным, так называемым «отсроченным» рецептам. Цифровых технологий это также касается, потому что мы настаиваем на введении специального журнала таких рецептов.
Безусловно, нужна обратная связь, которая может быть организована через пациентские организации. Например, поступило обращение пациента о том, система не позволяет выписать две дозировки одного препарата в электронном виде — за вторым рецептом нужно обращаться в ЛПУ. Это единичная жалоба в отдельном регионе, но она говорит нам о проблеме.
При этом внедрение цифровых сервисов не должно приводить к дублированию отчетности. Недопустима ситуация, когда врач сначала заполняет данные на бумаге, а потом переносит их в программу.
К сожалению, такие истории не всегда приоритетны для региональных министерств, которые являются заказчиками, но не разработчиками таких программ. Зачастую начинается бюрократический «футбол» вместо оперативного исправления ошибок.
Источник: Современные страховые технологии