22.05.2024 В схемах не значатся: из ОМС пропали два препарата от рака груди

22 мая 2024 г. 14:45

Пациенты жалуются на то, что в регионах перестали выдавать американский «Абраксан» и швейцарский «Пикрэй»

Закупки двух препаратов для лечения рака груди по ОМС с 2024 года прекратились, выяснили «Известия». Из схем, которые финансируются за счет федерального бюджета, были исключены два зарубежных наименования — «Абраксан» и «Пикрэй». Согласно Государственному реестру лекарственных средств, аналогов им нет. Об этом говорят и врачи — они указывают, что без помощи могут остаться еще и некоторые пациенты с раком поджелудочной железы, а «Пикрэй» и вовсе считается единственным препаратом при определенной мутации рака груди. В 2023 году оба лекарства в схемах лечения, финансируемых по ОМС, были. О том, почему препараты из них исчезли и как лечат пациентов, которым они нужны, — в материале «Известий».

Таблеточная недостаточность

В 2024 году в схемы лечения, оплата которых производится из средств Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), не вошли два противоопухолевых препарата, выяснили «Известия». По ОМС оплачиваются лекарства для больниц и амбулаторий, и для этого препарат должен быть указан в так называемой схеме Клинико-статических групп (КСГ) по разным заболеваниям, которые утверждает Минздрав.

Еще в 2023 году там были зарубежные онкопрепараты «Абраксан» (паклитаксел + альбумин) от американской Bristol Myers Squibb (BMS) и «Пикрэй» (алпелисиб) от швейцарской Novartis. Теперь их там нет.

«Абраксан» — лекарство, которое применяется при лечении пациенток с раком молочной железы, а при раке поджелудочной железы и вовсе становится важной составляющей одной из двух линий химиотерапии, рассказал «Известиям» замгендиректора по научной работе Федеральной сети экспертной онкологии «Евроонко» Денис Романов.

 «Пикрэй» назначается пациентам при гормонозависимом раке молочной железы с наличием мутации в гене PIK3CA — с ней заболевание протекает тяжелее, отметил врач. Эта мутация негативно влияет на эффективность химиотерапии, гормональной терапии и лучевой терапии.

Согласно Государственному реестру лекарственных средств, аналогов этим препаратам нет. Это подтвердил и Денис Романов.

— По сути наш арсенал пустеет на одну линию лечения при PIK3CA-мутированном раке молочной железы, — отметил врач. — И лечение значительно обедняется, если говорить о раке поджелудочной железы.

Онколог, основатель «Клиники доктора Ласкова» Михаил Ласков посетовал, что теперь люди, которым мог бы помочь таргетный «Пикрэй», не узнают, что могли бы сделать анализ на мутацию, для которой есть специальный препарат.

— Если препаратов нет в схемах лечения, которое финансируется за счет Фонда ОМС, то пациентов и не ставят в известность о возможности назначения им иной терапии, — сказал он.

Но, по его словам, после исключения лекарств из схем эти препараты можно закупить за средства регионов или по индивидуальным показаниям, по решению врачебной комиссии — в этом случае медучреждение может закупить лекарство самостоятельно.

В Межрегиональном общественном движении «Движение против рака» «Известиям» сообщили, что уже получают жалобы на нехватку «Пикрэя» и «Абраксана». Обращения, что эти препараты в регионах перестали назначать и приходится менять схему лечения, получила и служба помощи онкологическим пациентам «Ясное утро».

Почему из схем исчезли препараты

В 2022 году комиссия Минздрава по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств одобрила «Абраксан» для включения в этот список. А годом ранее не одобрила «Пикрэй».

Справка «Известий»

Попадание в списки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и высокозатратных нозологий (ВЗН) увеличивает их доступность: такие лекарства закупаются за счет госбюджета и выдаются пациентам льготных категорий.

Во Всероссийском союзе пациентов ситуацию с исчезновением лекарств из групп КСГ объяснили именно тем, что их нет в перечне ЖНВЛП.

— Непопадание препаратов в списки жизненно важных лекарственных препаратов приводит к снижению доступности терапии, так как вне перечней лекарства закупаются очень скудно, — отметил сопредседатель ВСП Юрий Жулев. — Есть регионы, в которых действуют расширенные территориальные программы ОМС, но системной закупки препаратов они не предполагают.

Юрий Жулев также отметил, что врачебные комиссии, принимая решение по индивидуальным случаям, крайне неохотно идут на выписку подобных лекарств, поскольку в таких случаях возникает вопрос обоснованности использования бюджета.

«Известия» направили запрос в Минздрав с просьбой оценить, насколько необходимы эти препараты в России и какими лекарствами их можно заменить. В качестве ответа в ведомстве предоставили комментарий эксперта. По словам заведующей отделом лекарственного лечения злокачественных новообразований Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба Натальи Фалалеевой, «сегодня на рынке есть необходимые препараты, а врачам доступны современные варианты лекарственного лечения».

— Алпелисиб («Пикрэй») применяется при гормонпозитивном раке молочной железы при условии таргетной мутации. Однако стоит понимать, что замена препаратов возможна как на иную гормонотерапию, так и/или на ингибитор mTOR, а также линию химиотерапии, — сказала она.

Врач также отметила, что необходимые препараты, например, паклитаксел + альбумин («Абраксан») могут быть назначены по заключению врачебной комиссии.

— Они есть в клинических рекомендациях, а значит доступны пациентам в рамках программы государственных гарантий, — подчеркнула эксперт.

По данным аналитической компании Headway Company, на средства региональных бюджетов в 2022 году закупили почти 1 тыс. упаковок препарата «Пикрэй», в 2023 году — 1,7 тыс. упаковок, в 2024 году — почти 1,3 тыс. упаковок. При этом за средства федерального бюджета в 2022 году закупили почти 1,8 тыс. упаковок, в 2023 году — более 3,2 тыс. упаковок.

Второго препарата — «Абраксана» — через госзакупки в 2022 году приобрели почти 18 тыс. упаковок, в 2023 году — более 24 тыс. упаковок. А в 2022 году регионы закупили более 9 тыс. упаковок, в 2023-м — 8,9 тыс. упаковок. На средства региональных бюджетов в первом квартале 2024 года лекарство не закупалось.

Тем не менее, препараты еще возможно купить в аптеках. По данным RNC Pharma, дистрибьюторы могли туда поставить 5,6 тыс. упаковок «Абраксана» в 2024 году, в 2023 году — почти 23 тыс. упаковок, в 2022 году — 19,9 тыс. упаковок. Но препарат «Пикрэй» в 2024 году на склады дистрибьюторов не поступал, а в 2022 году они вывели в оборот почти 3,4 тыс. упаковок лекарства, в 2023 году — более 3,2 тыс. упаковок препарата.

Директор по развитию RNC Pharmа Николай Беспалов отметил, что на складах дистрибьюторов еще есть остатки. Более того, по его оценкам, запасы «Абраксана» должны соответствовать квартальной потребности.

— В год рынку необходимо 20–25 тыс. упаковок препарата, — отметил он, добавив, что пока нет поводов для беспокойства. — Пока достаточно и препарата «Пикрэй». Но если поставки не возобновятся в ближайшие месяцы, могут начаться проблемы с доступностью.

В аптеках упаковка «Абраксана» доступна по цене примерно в 50–57 тыс. рублей, а «Пикрэй» — за 202–318 тыс. рублей.

Источник: Известия