Рост инвестиций в здравоохранение не решит задачу увеличения ожидаемой продолжительности жизни без участия самого человека и его ответственного отношения к собственному здоровью. Какие меры помогут мотивировать россиян следить за своим состоянием и эффективно взаимодействовать с врачом, — обсудили участники IV конгресса «Право на здоровье» в рамках дискуссии «Внедрение парадигмы «пациент как партнер».
Сегодня термин «пациент-ориентированность» все чаще звучит в контексте модернизации национального здравоохранения. Система, в которой все процессы выстроены вокруг пациента, призвана сместить фокус внимания врачей с болезни на человека, с объемов оказанной помощи — на результат лечения. Повышение удовлетворенности пациентов, увеличение продолжительности жизни населения и экономия ресурсов здравоохранения — ожидаемый эффект внедрения ценностно-ориентированного подхода в этой сфере.
Пациент-ориентированность предполагает, что человек, нуждающийся в медицинской помощи, становится полноправным участников процесса лечения, работает в единой команде с врачом в борьбе за свое здоровье, понимая границы своего влияния на принятие решений. Вместе с тем, такой подход подразумевает и ответственность пациента, которая выражается в приверженности лечению, выполнении назначений врача, знании не только своих прав, но и обязанностей, умении взаимодействовать с системой здравоохранения, заботе о своем здоровье.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв:
«У пациентов всегда много претензий к системе здравоохранения, к врачебному сообществу, но для того, чтобы произошли позитивные изменения, немаловажную роль должен играть и сам человек. Начинать с себя — всегда самый вернуть и результативный способ».
Он отмечает, что основой для сотрудничества врача и пациента являются доверительные отношения между ними. Модель взаимоотношений «начальник – подчиненный», при которой пациент внимал каждому слову врача и молча исполнял все, что ему говорили, уходит в прошлое. Мир меняется, пациенты становятся более образованными, начинают разбираться в вопросах медицины, сомневаться и задавать вопросы – отсюда возникает необходимость выстраивать новые модели отношений.
«Врач должен научиться видеть за данными исследований и формализованным диагнозом переживания человека, его потребности и ожидания. Зачастую его беспокойство, а в некоторых случаях и агрессию, которая выливается на медработника, снимает простое и понятное изложение медицинской информации. Но если врач и пациент будут говорить на общем языке, то дальше они смогут идти вместе и решать общую проблему. Ведь от верного понимания сути болезни пациентом, приверженности к лечению и соблюдению рекомендаций во многом зависит эффективность лечения», — говорит эксперт.
Юрий Жулёв также отметил важную роль пациентских НКО, которые берут на себя функцию повышения правовой грамотности пациентов, разрабатывают проекты по формированию ответственного поведения хронических пациентов за свое здоровье, за ведение рекомендованного образа жизни. Сегодня лидеры этих организаций ведут большую разъяснительную работу, направленную на повышение осведомленности пациентов об их заболеваниях, о том, как формировать привычки, способствующие сохранению своего здоровья, формирование приверженности превентивным мероприятиям — таким как диспансеризация и профосмотры. Такие проекты реализуются по инициативе ВСП силами активистов и лидеров НКО, как при поддержке Фонда президентских грантов, так и за счет привлеченных ресурсов.
Источник: Современные страховые технологии