17.07.2025 Менингит подождет: почему при росте заболеваемости вакцинация не стала обязательной

17 июля 2025 г. 11:28

В России резко выросла заболеваемость менингококковой инфекцией. За первые пять месяцев 2025-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 260%, поэтому возник вопрос о необходимости включения прививки от менингококка в национальный календарь. Но несмотря на обилие зарегистрированных вакцин, Минздрав будет ждать готовности препарата, полностью произведенного в России. Это откладывает начало обязательной вакцинации на несколько лет, но экономически оправдано, считают эксперты

За первые четыре месяца этого года в России заболело менингитом около 600 человек, почти столько же, сколько за весь 2024-й — 694. Такие цифры были озвучены в комитете Госдумы по охране здоровья на совещании о вакцинопрофилактике от менингококковой инфекции. На нем обсуждался вопрос о включении вакцины от менингококка в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП), что должно сделать вакцинацию обязательной для определенных групп людей. Летальность от менингита в 2024 году составила 15%, а в некоторых регионах — до 30%.

В Госдуме отметили, что применение адекватной антибиотикотерапии в первые сутки наполовину снижает вероятность смертельного исхода и осложнений. Но Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) отмечает рост устойчивости к антибиотикам у штаммов, которые вызывают менингит. Поэтому самая эффективная защита — это вакцинация. Между тем количество вакцинированных, по подсчетам Роспотребнадзора, снижается: по сравнению с 2023 годом, когда прививки сделали 840 000 человек, в 2024-м было вакцинировано 520 000 человек, что в 1,6 раз меньше. У детей снижение охвата иммунизации произошло на 13%.

Вред для здоровья, бремя для экономики

В 2025 году зафиксирован рост заболеваемости среди взрослых, преимущественно мигрантов, и в том числе детей младшего возраста. По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, вакцинация от менингококка должны стать обязательной для приезжающих в страну.

Между тем включение вакцины от менингококка в национальный календарь предполагает только обязательную вакцинацию дошкольников. Но, по словам Ларисы Попович, менингококковая инфекция крайне опасна в первую очередь именно для детей. «Там высокий процент летальных исходов и инвалидизации гораздо выше, чем у взрослых, — сказала Forbes Лариса Попович. — Страшна не столько сама болезнь, сколько осложнения».

После выписки из стационара осложнения регистрируют у 30% пациентов. На совещании в Госдуме привели данные, что на длительную реабилитацию одного ребенка уходит 15 млн рублей. Среди осложнений названы септический шок, острая сердечно-сосудистая недостаточность, повреждения почек, надпочечников, тромбозы, инсульт, энцефалит, тугоухость и другие последствия.

В 2022 году в Институте экономики здравоохранения посчитали ожидаемый эффект от внесения в национальный календарь вакцинации от менингококка для детей первого года жизни. В качестве метода использовали метрики сохраненных лет жизни — какой вклад могут внести люди, которые с помощью вакцинации сохранили жизнь и работоспособность. Уже начиная с первого года вакцинации детей общество получит почти 6,5 млрд рублей, а за 10 лет вклад может составить более 70 млрд рублей.

Вакцины есть, но импортные

Сейчас в России зарегистрировано шесть менингококковых вакцин. Две отечественные полисахаридные вакцины от штаммов А и С можно применять начиная с 5 и 18 лет. Для более младшего возраста есть американские конъюгированные вакцины от серогрупп A, C, W, Y — «Менактра» (с шести месяцев) и «МенКвадфи» (с девяти недель), обе готовые лекарственные формы локализуются в России на последних стадиях производства «Нанолеком». Американская вакцина от серогруппы В «Бексеро» также получила регистрацию, но в Россию не ввозится по геополитическим причинам. Также разрешена к применению импортная вакцина «Менвейд», в ее составе есть и серотип B.

По данным Центрального института эпидемиологии, в России превалирует тип А, а значит, все существующие вакцины могут быть уже сейчас включены в национальный календарь. Это сделает вакцинацию не добровольной, а обязательной. В Москве вакцинопрофилактика от серогрупп A, C, W, Y входит в региональный календарь, детей вакцинируют перед поступлением в школу.

Во Всероссийском союзе пациентов (ВСП) сообщили Forbes, что ВСП выступает за то, чтобы ввести обязательную вакцинацию как можно скорее. Причем доступ к вакцине должны иметь не только дети, но и взрослые. «В настоящий момент иммунизация проводится только по эпидемическим показаниям и за счет средств региональных бюджетов, но должна стать массовой, — считает сопредседатель ВСП Юрий Жулёв. — Мы не можем позволить себе откладывать защиту жизни и здоровья людей еще на год или два. Мы считаем принципиально важным, чтобы уже в 2025 году в календарь была включена вакцинация против менингококковой инфекции, как это предусмотрено утвержденным правительством планом мероприятий».

В региональные календари может входить вакцинация только против серогрупп А и С. Как отметила Полина Габай, медицинский адвокат и помощник депутата Александра Румянцева, во время возникновения очагов менингита из плана обязательной вакцинации выпадают дети до пяти лет и взрослые старше 60 лет — для них разрешены только импортные вакцины ACWY, такие как «Менактра» и «МенКвадфи». К тому же решение о массовой вакцинации в каждом отдельном случае должен принимать главный санитарный врач региона, а закупка вакцин — производиться за счет местного бюджета, что усложняет и затягивает начало вакцинации. «Также хочу обратить внимание на неопределенность практики применения таких понятий, как эпидемические показания и угроза возникновения инфекционных заболеваний», — указала Полина Габай.

Замминистра промышленности и торговли России Екатерина Приезжева сообщила, что, помимо зарегистрированных, сейчас в России испытывается пятивалентный препарат импортного производителя, который может поступить на рынок уже в 2026 году, а также препарат отечественного производства, который будет доступен годом позже, в 2027-м. В Минздраве заявили, что для включения в национальный календарь они готовы ждать препарат с полным циклом производства в России.

Таким лекарством может стать вакцина, которую разрабатывает Санкт-Петербургский институт вакцин и сывороток ФМБА. Препарат может защитить от пяти штаммов менингококка: помимо ACWY, в состав включен серотип B. Представители института сообщили на совещании, что они ждут разрешения Минздрава начать проводить испытания на детях с двух месяцев. Предприятие обещает завершить клинические испытания в марте 2027 года и подать заявление на регистрацию.

Почти монополия

По данным Headway Company, c января по апрель этого года всех вакцин от менингококка было закуплено на сумму 1,05 млрд рублей. В лидерах — Москва, которая купила препараты на 350 млн рублей. Среди вакцин от менингококка лидирует препарат «Менактра», который производит Sanofi Pasteur и упаковывает в России «Нанолек».

Специально для Forbes в Headway Company посчитали закупки «Менактры» за первое полугодие. «Менактра» находится на третьем месте по закупкам всех вакцин в России с общей суммой контрактов на 1,07 млрд рублей. Всего было продано около 287 000 упаковок по 176 контрактам. Больше всего, почти на 350 млн, было закуплено в Москве, то есть в столице покупают преимущественно «Менактру». На втором месте Санкт-Петербург (около 70 млн рублей), на третьем — Краснодарский край (около 50 млн рублей).

 Таблица. ТОП 1 регионов по закупкам вакцин

«После включения в национальный календарь рынок менингококковой вакцины может вырасти в разы, — говорит Елена Плужнова, руководитель отдела оперативной формализации базы данных лекарственных препаратов Headway Company. — Сейчас его годовой объем составляет порядка 1,8 млрд рублей. Показателен пример ВПЧ-вакцины (вакцина против вируса папилломы человека. — Forbes): несмотря на то что она до сих пор не включена в календарь, в 2023 году, благодаря активному внедрению на региональном уровне (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и другие регионы), объемы ее закупок увеличились в полтора-два раза».

Елена Плужнова считает, что переход на вакцину отечественного производства полностью оправдан: «По предварительным оценкам, стоимость такой вакцины может быть на 25–40% ниже, чем у импортных аналогов. Это, в свою очередь, может дать существенную экономию годового бюджета при массовом применении в рамках национального календаря».

Между тем представители Института вакцин и сывороток на совещании в Госдуме заявили о готовности к производству 1 млн доз, в то время как после включения в национальный календарь потребность возрастет до 2,2–2,5 млн доз.

«Нанолек» и «Петровакс» также готовят к выпуску новые вакцины от менингококка. «Петровакс» недавно объявил набор подростков для клинических исследований китайского четрехвалентного препарата GNG-DE, его будут сравнивать с «Менактрой» по безопасности, эффективности формирования иммунитета и возникновения побочных реакций. Как заявил президент «Петровакса» Михаил Цыферов, уже с весны 2026 года компания может быть готова к массовому производству.

В «Нанолеке» сообщили, что совместно с корейскими партнерами разрабатывают вакцину по полному циклу, начиная с синтеза субстанции. В ближайшее время компания должна подать заявку на третью фазу клинических исследований на детях, которые проведет к 2027 году, а полный цикл производства запланирован на 2029 год.

Елена Плужнова приводит в пример вакцинопрофилактику от гриппа, когда государственная поддержка локального производства смогла трансформировать рынок. С 2016 года доля отечественных вакцин от гриппа выросла до 90%, а закупочные цены снизились почти вдвое. «Учитывая этот прецедент, можно предположить, что производители менингококковых вакцин, особенно те, чья продукция не соответствует критерию полного производственного цикла, оценивают возможные изменения спроса на свои препараты в долгосрочной перспективе», — резюмирует Елена Плужнова.

Источник: Forbes