Продажи препаратов против избыточного веса в Петербурге выросли в два раза

Аптечные продажи препаратов для лечения избыточного веса в Санкт-Петербурге в январе-октябре этого года по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. выросли в два раза, составив 394 331 упаковку, сообщили аналитики DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В денежном выражении за данный период продажи увеличились в 2,3 раза до 2,101 млрд руб. В выборку входят препараты на основе семаглутида, тирзепатида, сибутрамина, лираглутида и др. 

Как следует из данных DSM Group, за 10 месяцев этого года средняя стоимость приобретенной пачки препаратов против избыточного веса составила 5329 руб. Это на 13,7% больше, чем за аналогичный период 2024 г.

Схожую динамику фиксировали в RNC Pharma. По данным компании, за 10 месяцев этого года в аптеках Петербурга было продано 422 400 упаковок препаратов для лечения избыточного веса, что в два раза больше, чем в январе-октябре 2024 г., а в финансовом выражении продажи за этот период выросли в 2,1 раза до 2,24 млрд руб.

При этом за полный 2024 г., по данным RNC Pharma, в городе было продано 277 800 упаковок препаратов против избыточного веса, что на 12,7% меньше, чем за 12 месяцев 2023 г. Продажи в 2023 г. по сравнению с 2022 г. упали еще больше – на 35,4% до 318 300 упаковок. Но если рассматривать динамику в деньгах, то она демонстрирует несколько иную тенденцию. В 2024 г. к 2023 г. продажи в финансовом выражении выросли в три раза до 1,36 млрд руб., хотя до этого (в 2023 г. к 2022 г.) упали на 38,3% до 459 млн руб.

Фактически рост продаж препаратов для лечения избыточного веса в натуральном выражении, который наблюдается в этом году, после падения в предыдущие три два года, связан с уходом с российского рынка ряда крупных зарубежных брендов и выходом отечественных аналогов, говорят эксперты.

Напомним, что весной 2023 г. датская компания Novo Nordisk – производитель препаратов «Оземпик» и «Вегови» (на основе действующего вещества семаглутид, который включен в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов – ЖНВЛП) заявила о прекращении поставок в Россию. «Оземпик» был разработан еще в 2012 г. как препарат для лечения диабета II типа. Впоследствии он начал использоваться и в борьбе с ожирением. Семаглутид, лираглутид, тирзепатид и ряд других схожих веществ, в том числе регулируют аппетит и в последнее годы активно используются для снижения веса. 

«В 2023 г. относительно 2022 г. рынок заметно просел и в деньгах, и в упаковках. Это было связано с уходом с российского рынка препаратов на основе семаглутида и падением продаж их физического объема. На тот момент потребители возвращались к препаратам старых поколений на основе сибутрамина и орлистата, но тогда компенсировать общее падение рынка это помогло лишь частично», – говорит директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Первый аналог «Оземпика» на российском рынке – «Семавик» (произведен компанией «Герофарм») получил регистрационное удостоверение в октябре 2023 г. В конце декабря того же года сообщалось, что правительство РФ выдало компании принудительную лицензию на препарат «Семавик». Тогда же принудительную лицензию получил второй аналог зарубежного лекарства – отечественный препарат на основе семаглутида – «Квинсента» производителя «Промомед».

В октябре 2024 г. «Промомед» сообщил о выводе на российский рынок еще одного препарата на основе семаглутида – «Велгия». Тогда же в компании сообщали, что первые партии этого препарата должны поступить в продажу. В феврале 2025 г. тот же производитель сообщил о выводе в продажу препарата «Тирзетта» на основе тирзепатид, который является аналогом лекарства «Мунджаро» американской компании Eli Lilly. Также в 2025 г. аналог этого препарата – «Седжаро» зарегистрировала компания «Герофарм».

По данным DSM Group, в общем объеме продаж препаратов для лечения избыточного веса в Петербурге за 10 месяцев этого года в денежном выражении основная доля (48,6%) пришлась на «Семавик», за ним следуют «Велгия» (11,6%) и «Квинсента» (10,7%). В объеме продаж за 10 месяцев прошлого года лидирующие позиции заняли «Семавик» (39,1%), «Квинсента» (16,1%) и «Редуксин» (15,4%). «Оземпик» тогда уже не был представлен на отечественном рынке. По данным RNC Pharma, в 2022 г. (до ухода компании с российского рынка) в Петербурге на «Оземпик» приходилось порядка 30% продаж в денежном выражении и 6,2% – в натуральном. В 2021 г. его доля в деньгах составляла порядка 17%, а в натуральном – 7,5%.

В январе-октябре этого года в общем объеме продаж отечественные препараты в натуральном выражении заняли долю 98,4%, что на 2,1 п. п. больше, чем за аналогичный период 2024 г. и уже на 9,7 п. п. больше, чем за аналогичный период 2023 г. В денежном выражении их доля с 2023 по 2025 гг. выросла на 19,2 п. п. до 99,4%.

Независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков отмечает, что высокая динамика продаж препаратов против ожирения, которая наблюдается в этом году, связана с активным продвижением вышедших на рынок отечественных производителей. Доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих говорит, что кроме маркетинговых усилий фармкомпаний на ситуацию повлияли и другие факторы, в том числе повышение осведомленности населения благодаря массовой информационной кампании о рисках ожирения (диабет II типа), что подталкивает людей к медикаментозной коррекции.

По данным Рыжих, в Петербурге среди взрослого населения (18−65 лет) ожирение диагностировано у 22%, а среди подростков 12−17 лет — у 8%. Как сообщал в октябре прошлого года министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, число россиян с ожирением за последние пять лет выросло на 10%, составив порядка 2,4 млн человек, а число пациентов с ожирением, находящихся на диспансерном наблюдении, увеличилось на 24% до более 1,2 млн человек.

С другой стороны, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов полагает, что возросший спрос на данные препараты напрямую не связан с динамикой заболеваемости ожирением. На фоне роста популярности применения препаратов для борьбы с лишним весом, их стали использовать, в том числе без назначения врача. При этом бесконтрольное применение способно приводить к негативным последствиям, добавил эксперт.

С учетом всех факторов ряд экспертов полагает, что продажи препаратов против избыточного веса в перспективе будут расти, хотя уже и не такими высокими темпами. По прогнозам Рыжих, в 2026 г. возможно увеличение продаж в натуральном выражении на 15−25%, а в 2027 г. замедление темпов роста до 5−10%.

«Ключевым фактором будет баланс между доступностью аналогов и платежеспособностью населения. Драйверами возможного роста в перспективе являются расширение линейки аналогов и встраивание этой группы лекарств в стандарты лечения. Вместе с тем, есть и ограничивающие факторы, например, сохраняющаяся конкуренция с немедикаментозными методами. Также возможно ужесточение рецептурного учета из-за возможного злоупотребления препаратами для снижения веса», – заключила она.

Источник: Ведомости

Важная информация

Мы используем куки файлы, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас