Открытое письмо
Обращение к VIII Всероссийскому Конгрессу пациентов
Уважаемые участники Конгресса!
Просим вас обратить внимание на одну из крайне важных проблем современной системы российского здравоохранения, а именно – существования барьера для получения медицинской помощи больными на стадии их транспортировки от места проживания до транспортных средств, доставляющих пациентов в медицинские учреждения. В силу того, в бригадах скорой помощи с 1999 г. не предусматривается наличия санитаров, обеспечивающих транспортировку больных по лестницам зданий и подъездам, вплоть до транспортного средства, обязанности по доставке людей возлагаются на самих пациентов, их родственников и/или соседей (при наличии таковых). В ряде ситуаций добровольческую помощь со стороны практически невозможно обеспечить, в связи с тяжелым весом пациента, отсутствием навыков у добровольцев, отсутствия или недостатка таковых. В Самарской области министерством здравоохранения предпринимаются специальные усилия по формированию бригад скорой помощи, обеспечивающих транспортировку пациентов в случае острых сердечно-сосудистых состояний и травм, угрожающих жизни. В остальных случаях предполагается, что пациент сможет сам дойти до транспортного средства.
Однако существует целый спектр ситуаций помимо вышеназванных ситуаций, когда человек не может самостоятельно добраться до транспортного средства:
- острое заболевание гражданина, требующее госпитализации и препятствующее самостоятельному передвижению пациента;
- травма, препятствующая самостоятельному передвижению пациента;
- острое заболевание маломобильного гражданина, требующее госпитализации;
- хроническое заболевание маломобильного гражданина, требующее госпитализации или посещения медицинского учреждения;
- хроническое заболевание маломобильного гражданина, требующее посещения медицинского учреждения, не имеющего лифта на второй и последующие этажи, а возможно и пандусов для подъема на первый этаж и др.
В этой ситуации услуги по транспортировке маломобильных граждан по лестницам домов, не оборудованных лифтами, является жизненно важной, однако ответственность за транспортировку возлагается на самого инвалида, который должен суметь организовать родственников, соседей или знакомых для осуществления данного мероприятия, или же его ближайших родственников или соседей. В то же время, в соответствии п.2.1. Приложения 6 Приказа Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 (ред. от 10.06.2010) главный врач станции скорой помощи обязан: «Организовать работу станции по оказанию скорой медицинской помощи населению, транспортировке больных (пострадавших), нуждающихся в госпитализации, доставке больных в стационары по направлению медицинских работников амбулаторно-поликлинической сети».
В ходе общественных слушаний по бюджету Самарской области данный вопрос поднимался неоднократно как в министерстве здравоохранения, так и в министерстве социальной-демографической и семейной политики. Министром здравоохранения Самарской области в рамках общественных слушаний по бюджету были даны разъяснения, что проблема отсутствия санитаров, как специализированных работников по транспортировке маломобильных больных, обеспечивающих транспортировку больных по лестницам многоквартирных домов, не может быть решена в рамках деятельности министерства, так как подобная деятельность не является медицинской услугой. В министерстве же социально-демографической и семейной политики Самарской области данная услуга так же не рассматривается как обязательная для предоставления маломобильным гражданам. Единственный вариант, который был предложен, это организация конкурса для СОНКО с минимальным финансированием для осуществления подобного рода услуг в экстремальных случаях. Однако средств для проведения такого конкурса среди СОНКО на 2018 г. в рамках Министерства экономического развития не предусмотрено.
В этой связи считаем необходимым вынести решение данной проблемы на уровень Министерства здравоохранения Российской Федерации для принятия решений о формировании службы транспортного сопровождения маломобильных пациентов, обеспечивающих им реальную доступность медицинских услуг.
В ситуации, когда большое количество маломобильных граждан по факту проживают самостоятельно в жилье, не позволяющем им самостоятельно добираться до городской среды, которая предположительно обеспечивает им большую доступность социальной и медицинской инфраструктуры, такая служба могла бы обеспечить вертикальную транспортировку не только в случае медицинской необходимости, но и для обеспечения реальной интеграции маломобильных граждан в социально-активную жизнедеятельность.
Решение этой проблемы в условиях развития виртуальных технологий могло бы быть эффективным в социальном и экономическом аспекте, однако требуется привлечение адекватных ресурсов и артикуляции данной проблемы на самом высоком уровне, в чем мы хотели бы получить поддержку Всероссийского Конгресса пациентов.
Самарская региональная общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом
Самарская региональная общественная организация инвалидов-колясочников «Десница»
Самарская региональная общественная организация «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье»»
Члены экспертно-консультативного общественного совета при министерстве финансов Самарской области