Резолюция VIII Всероссийского конгресса пациентов

7 февраля 2018 г. 0:00

РЕЗОЛЮЦИЯ

VIII Всероссийского конгресса пациентов

«Взаимодействие власти и пациентского сообщества как основа построения пациент-ориентированного здравоохранения в Российской Федерации»

Россия, г. Москва, 29 ноября -1 декабря 2017 г.

Восьмой Всероссийский конгресс пациентов, руководствуясь международным нормами права, Конституцией и законодательством Российской Федерации, Декларацией о правах пациентов России, отмечая достигнутые результаты в демографической ситуации и положительные изменения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, основываясь на анализе ситуации в сфере здравоохранения, представленной в докладах и материалах Конгресса, выражая  общее мнение участников Конгресса,  пациентов и их объединений, принял настоящую Резолюцию, и считает необходимым донести свое мнение до Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации, широкой общественности и средств массовой информации.

По итогам заседания участники Конгресса рекомендуют:

I. По вопросам повышения качества и доступности медицинской помощи:

  1. Обеспечить в системе высшего и дополнительного профессионального образования повышение качества подготовки медицинского персонала в вопросах этики и деонтологии взаимоотношений с пациентами.
  2. Принять Национальную стратегию по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2030 года, включающую программные мероприятия, направленные на снижение смертности от онкологических заболеваний, раннюю диагностику онкологических заболеваний, повышение доступности и качества  медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
  3. Активно внедрять информационные технологии в сфере здравоохранения для расширения информирования пациентов и повышения доступности медицинской помощи: реализация личного кабинета пациента и застрахованного лица; получение электронных копии документов, заверенных электронной подписью; внедрение электронных рецептов и дистанционной торговли лекарственными средствами, включая рецептурные.
  4. Создать   постоянно    действующую    рабочую группу с  участием  представителей пациентского сообщества и предприятий медицинской промышленности по вопросам мониторинга госзакупок конкурентоспособных медицинских изделий, способных   по качеству и количеству заменить импортные изделия в целях повышения эффективности  расходования средств федерального бюджета.
  5. Рассмотреть возможность разработки и принятия Федерального закона  «Об обращении медицинских  изделий в Российской Федерации», а также предусмотреть обязательные требования к качеству медицинских изделий.
  6. Рассмотреть возможность ограничения действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  в части закупки продуктов питания, лекарственных препаратов, а также категории товаров, используемых в здравоохранении и с целью оздоровления населения.
  7. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья содействовать проведению информационных и обучающих мероприятий для пациентов и членов их семей (Школы пациентов).

II. По вопросам обязательного медицинского страхования:

Организовать рабочую группу с участием представителей  пациентских организаций, страховых компаний, ФОМС и Минздрава России  для подготовки предложений и решений по следующим направлениям:

  1. Обеспечение контроля деятельности  страховых медицинских организаций в части  информирования и защиты прав граждан в системе ОМС,  доступности и качества предоставляемых в рамках ОМС медицинских услуг;
  2. Принятие со стороны государства мер, повышающих доступность страховых услуг для всех категорий населения Российской Федерации;
  3. Подготовка предложений в НПА, регламентирующие построение и функционирование Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, способствующих включению страховых организаций в состав поставщиков и пользователей Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и развитию электронного страхования, в т.ч.  с созданием специализированных страховых продуктов, включающих обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными программами;
  4. Подготовка предложений по созданию доступной среды в офисах страховых организаций для лиц с ограниченными возможностями, а также приведению интерфейсов интернет-представительств  страховых организаций в соответствие с требованиями доступности;
  5. Рассмотрение    возможности   внесения   изменений   в   НПА, позволяющих относить   расходы  на   добровольное страхование профессиональной ответственности врачей в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

III. По вопросам лекарственного обеспечения и лечения орфанных заболеваний:

  1. Главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и введения в региональные программы развития здравоохранения  на 2018-2020 гг.  отдельных подпрограмм «Совершенствование оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями». В случае отсутствия возможности полного финансирования вышеуказанных программ обратиться в Правительство Российской Федерации для осуществления процедуры получения со-финансирования в соответствии с существующим законодательством п.2 части 1 и частью 12 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а также рассмотреть возможность адаптации и утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет включения в них орфанных заболеваний и орфанных препаратов с учетом индивидуальных особенностей территорий.
  2. Разработать Порядок формирования (пересмотра) Перечня жизнеугрожающих и хро-  нических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при условии наличия патогенетических методов их терапии.
  3. Разработать клинические рекомендации оказания медицинской и реабилитационной помощи больным с орфанными заболеваниями.
  4. Предусмотреть выделение средств федерального бюджета на льготное лекарственное обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями, а также увеличение бюджета программы лекарственного обеспечения высокозатратных заболеваний (7ВЗН) на 6,7 млрд рублей для предотвращения перебоев в поставках лекарственных средств в связи с образовавшимся бюджетным дефицитом программы на 2018 год, исключить препараты для лечения орфанных заболеваний из новой методики ценообразования.

IV. По вопросам организации питания в лечебных учреждениях:

  1. Обеспечить контроль за осуществлением лечебного питания, нормами лечебного питания, в том числе с применением IT технологий, создать единую информационную систему, охватывающую полный цикл поставок продуктов питания в лечебные учреждения.
  2. Рассмотреть вопрос включения в тарифы ОМС адекватной стоимости расходов на питание с учетом фактических затрат, а также разработать механизм выравнивания стоимости питания в различных медицинских организациях  с использованием территориальных коэффициентов.

V. По вопросам медико-социальной экспертизы:

  1. Реализовать систему межведомственного обмена данными в электронном виде без необходимости сбора бумажных справок.
  2. Реализовать меры по формированию независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере (НОК)  и общественного контроля в системе МСЭ, при формировании общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг  федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы включать в их состав представителей целевых групп (общества инвалидов, пациентские и родительские организации).
  3. Разработать предложения для внесения соответствующих изменений в нормативную базу для формирования новых перечней заболеваний, при которых инвалидность можно устанавливать  при первичном освидетельствовании до 18 лет у детей и бессрочно у взрослых.
  4. Рассмотреть вопрос возможности внесения изменений в ИПРА без прохождения инвалидом полного цикла переосвидетельствования. Разработать упрощенный механизм внесения изменений в ИПРА.
  5. Рассмотреть возможность создания Федерального методического центра комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
  6. Разработать предложения по изменению НПА для законодательного закрепления осуществления льготного лекарственного обеспечения на основании соответствующих перечней заболеваний,  при которых государство полностью или частично берет на себя лекарственное обеспечение на основании установленного диагноза независимо от ограничения трудоспособности и группы инвалидности.
  7. Рассмотреть вопрос об определении уполномоченного органа, осуществляющего контроль за исполнением в полном объеме и надлежащем качестве мер и мероприятий, предусмотренных ИПРА.
  8. Проанализировать процедуры, связанные с направлением детей с инвалидностью в образовательные учреждения,  ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) и ИПРА на предмет целей и задач, необходимости, полноты и наличия дублирующих функций, пересмотреть соответствующие НПА на предмет упрощения/совмещения процедуры и совершенствования ее результатов в виде предписанных рекомендаций, предписаний и мероприятий.
  9. Органам государственной  власти активно привлекать представителей Всероссийского союза пациентов к обсуждению проектов НПА и других решений, связанных с реализацией вышеуказанных предложений.

Справочно:

В VIII Всероссийском Конгрессе пациентов участвовало 536 представителей из 75 регионов России, а также делегации из Республики Казахстан и Республики Кыргызстан.

В работе Конгресса приняли участие представители Государственной думы Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Общественной палаты Российской Федерации, Национальной Медицинской Палаты, Всемирной организации здравоохранения, Общероссийского Народного Фронта, Госкорпорации «Росатом», представители более 130 общественных советов при федеральных и региональных органах власти в сфере здравоохранения и 160 профильных НКО.

Работу Конгресса освещали представители более 70 СМИ. Велась прямая интернет трансляция.

Источник: Резолюция VIII конгресса пациентов