10.12.2024 Помощь онкологическим пациентам должна не только продлевать им жизнь, но и обеспечивать ее качественное содержание

10 декабря 2024 г. 16:00

На XV Всероссийском конгрессе пациентов состоялся круглый стол «Настоящее и будущее Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»». Его модераторами выступили президент ВООПП Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй», член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества Ирина Боровова и сопредседатель МОД «Движение против рака» НиколайДронов.

Заместитель директора департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Валерия Гульшина поделилась некоторыми успехами федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». По ее словам, вся система здравоохранения России, а не только вышеназванный проект, настроена на повышение доступности медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. За 2019-2024 годы были переоснащены 221 региональная медицинская организация, 69 федеральных медицинских организаций, закуплено 16 тысяч медицинских изделий (из них 18,4% российского производства), установлено более 1 тысячи единиц «тяжелого» оборудования (в том числе 253 КТ, 155 линейных установок, 122 МРТ), организовано 548 центров амбулаторной онкологической помощи. «Это говорит о том, что материально-техническая база являлась основой расширения доступности медицинской помощи - с точки зрения диагностического оборудования и увеличения объемов лучевой терапии», - отметила Валерия Гульшина, подчеркнув, что если в 2019 году общее финансирование в онкологии составило 185 миллиардов рублей, то в 2023 году оно достигло 369 миллиардов рублей.

Главный внештатный онколог Северо-Западного Федерального округа, директор ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава РФ, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН Алексей Беляев рассказал о хирургических инновациях в лечении онкологических заболеваний. «Несмотря на существующий тренд объема уменьшения хирургических вмешательств место для большой хирургии в онкологии остается. Но оно приобретает такие черты, как индивидуализация и персонализация операций, замещение дефектов в соответствии с индивидуальными особенностями, тщательный отбор с учетом стадии, биологического типа опухоли, поиска и наличия новых средств для системного лечения, которое улучшает реализацию оперативного лечения», - отметил он, показав на конкретных примерах, как происходят хирургические вмешательства. Алексей Беляев особо подчеркнул: помощь онкологическим пациентам должна не только продлевать им жизнь, но и обеспечивать ее качественное содержание.

Руководитель отдела междисциплинарной онкологии ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, член правления Российского общества клинической онкологии, д.м.н., профессор Николай Жуков рассмотрел обязательные клинические рекомендации (КР) с точки зрения врача и с точки зрения пациента. Что дают «идеальные» клинические рекомендации? КР обеспечивают пациенту защиту «от дурака» (недостаточно компетентного врача), равный доступ к ресурсам здравоохранения вне зависимости от региона проживания и социального статуса. КР обеспечивают врачу и учреждениям здравоохранения уверенность в обеспечении ресурсами назначений, сделанных в рамках КР. Государство/общество получает максимально эффективное из возможных в рамках отведенного бюджета применение выделенных ресурсов (наибольшее число спасенных жизней/других позитивных эффектов лечения нас единицу затраченных средств). А что забирают «идеальные» клинические рекомендации? Во-первых, медицину, как искусство и возможность принятия индивидуализированного решение на основе личного опыта, то есть врач не сможет чувствовать себя свободным художником. Во-вторых, пациент отчасти потеряет возможность получить за счет общего бюджета системы здравоохранения больше, чем сосед, находящийся в схожей клинической ситуации. То есть он не сможет воспользоваться своим более высоким социальным статусом, наличием административного ресурса, личной симпатией со стороны врача и т.д. В-третьих, будет потерян доступ к методикам, обследованиям и препаратам, которые по соотношению цена/эффективность не впишутся в рамки КР. «С моей точки зрения, обязательные клинические рекомендации - это благо в том случае, если они предусматривают переход от выборочного здравоохранения (когда кто-то мог получить 150-200% от того, что предусмотрено КР за счет того, что кто-то получит 20-50%) к справедливому и выгодному для среднего больного и общества в целом», - подчеркнул Николай Жуков.

Ирина Боровова на примере Северо-Кавказского федерального округа рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются пациенты с онкологическими заболеваниями. Среди них - маршрутизация, долгое ожидание или отсутствие диагностики, госпитализация в федеральные центры, отсутствие реконструктивного лечения, отсутствие препаратов и обезболивания, отсутствие нутритивного питания, получение реабилитации и др.

Завершая работу круглого стола, Ирина Боровова подчеркнула: необходимо, чтобы за месяц, который остался до начала лечения по клиническим рекомендациям, появились четкие методические разъяснения для простых людей, написанные доступным языком. «Что это за документ? Как он влияет на лечение человека? Это обязательно или нет? Почему меня лечат именно так, а не иначе? И много-много других вопросов, требующих масштабных и широких разъяснений», - сказала она.