«Там, где есть обязательства государства, они должны быть выполнены»
24 сентября 2015 г. 19:08 Лекарственные средства Болезнь Гоше Гемофилия Рассеянный склероз Муковисцидоз Церебрально-гипофизарный нанизм Онкологические заболевания Орфанные заболеванияПрактически 50% пациентов, опрошенных ОНФ в марте-апреле 2015 года, заявили о проблемах с получением льготных препаратов, отметив, что нередко лекарственных средств нет в аптеке или их приходится ждать. Мнением, как изменить существующую систему, чтобы пациенты не испытывали проблем, с корреспондентом «МВ» Татьяной Бескаравайной поделился сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулёв.
— Насколько эффективно программа ОНЛС справляется со своими задачами, а та статистика, что была озвучена в рамках ОНФ, близка к действительности?
— Сейчас совершенно очевидно, что при создании программы ДЛО, или, как она теперь называется, ОНЛС, была допущена грубейшая ошибка, а именно искажен сам базовый страховой принцип, по которому работают такие программы. Изначально предполагалось, что та часть льготников, которые входят в страховую систему, не будут нуждаться в лекарствах, а значит, эти средства перераспределят между другими группами пациентов. Однако поскольку пациентам разрешили монетизировать льготы, такое решение спровоцировало целый ворох проблем, которые мы сейчас имеем. В итоге те, кто не нуждается в дорогостоящих препаратах, вообще ушли из программы. Часть тех, кто нуждается, постояв в очередях, испытав проблемы с их получением, — тоже. Некоторые, правда, ушли, но стали требовать лекарства уже по системе так называемого 890 постановления, по которому отдельные категории граждан имеют право на льготные лекарства за счет региональных бюджетов. В итоге общее количество тех, кто вместо льготы выбрал денежную компенсацию, уже перевалило за 50%, то есть совершенно очевидно, что на таких условиях никакой страховой принцип в системе давно не работает. В результате в программе остались лишь те пациенты, которые не могут уйти, так как лекарственные препараты для лечения их заболеваний слишком дорогие.
— Какой выход из этой ситуации?
— Наше мнение, которое я озвучиваю как представитель пациентского сообщества, но его разделяют и многие другие эксперты, – надо запретить отказываться от соцпакета, хотя бы в части лекарственного обеспечения. Это необходимая мера, если мы хотим разрешить те проблемы, которые возникли.
— По каким направлениям система лекарственного обеспечения сейчас наиболее уязвима?
— Прежде всего налицо общее недофинансирование. Отсюда, поскольку денег на всех не хватает, бюрократические игры на уровне регионов, когда руководители медицинских организаций по указанию региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья получают указание не выписывать рецепты со ссылкой на то, что лекарств нет в аптеке. В результате часть пациентов вынуждена покупать препараты самостоятельно, потому что они не могут ждать. В то же самое время регионы рапортуют федеральному центру о низкой доле необеспеченных рецептов. Причем все это нигде, за исключением пациентских организаций, не фиксируется и, конечно же, совершенно незаконно.
Второй негативный момент – это, конечно же, распределение денег. Регионам спускают сверху жесткий лимит, в который надо уложить все расходы до конца года, и, естественно, они стараются это сделать, минимизируя закупки. Отсюда часто встречающаяся замена дорогих препаратов на более дешевые. Причем, даже если врач говорит, что пациенту подходит именно конкретный препарат, приобретается тот, который предлагается по меньшей цене. Увы, сегодня, даже если пациент сам готов доплатить за оригинальный препарат из своего кармана, система этого не позволяет. То есть, если пациенту неоригинальный препарат по каким-то причинам не подходит, единственным выходом для него является оплачивать его полную стоимость. Нередко пациентам отказывают в дорогостоящих препаратах, ссылаясь на норматив и указывая, что более дорогой препарат ему не положен, что, конечно же, не так.
Наконец, третий вал проблем – это неповоротливость самой системы госзакупок. Нет прозрачной и внятной системы планирования, процесс приобретения препаратов затягивается, из-за чего опять же человек, если он узнает, скажем, об онкологическом диагнозе, и препарат нужен немедленно, пытается изыскать собственные ресурсы, лишь бы поскорее начать терапию и не допустить прогрессирования заболевания.
Конечно, есть еще 44 ФЗ, по которому разрешены определенные закупки вне конкурсных процедур, но зачастую пациент вообще не может ждать. В итоге у пациента формируется мнение, что дождаться лекарства в этой системе невозможно, и он рассуждает следующим образом: лучше буду получать свои 500-600 рублей в месяц и как-то пытаться выкрутиться. А та часть пациентов, которые не могут себе этого позволить из-за дороговизны лекарственных средств, ходят по инстанциям и пишут письма в благотворительные фонды. Но возникает закономерный вопрос: а почему, собственно, фонды должны выполнять социальные обязательства государства? Там, где есть обязательства государства, они должны быть выполнены, а благотворительным фондам следует подключаться в тех случаях, на которые программа госгарантий не распространяется.
— Власти регионов могут как-то влиять на ситуацию?
— Безусловно. Скопировано с Medvestnik.ru. Да, хотя программа ОНЛС – федеральная программа, регионы, а именно они сейчас отвечают за закупки, могут в определенных ситуациях закупать препараты по каким-то направлениям. Тем не менее были случаи, когда прокуратура выдвигала претензии региону, что они закупают лекарства для федерального льготника, ссылаясь на то, что это незаконно. Но тут многое зависит от политики самого субъекта. Где-то регион систематически планирует потребность, формирует дополнительные списки, отрабатывает механизм закупок, налаживает цифровые технологии, пытается перевезти препарат в нужную аптеку или пациента направить туда, где этот препарат есть, а где-то даже элементарные логистические вещи не работают. В результате нередки ситуации, когда препарат, который требуется пациенту, в одном районе субъекта может отсутствовать неделями, в то время как в другом тот же препарат лежит на складе в остатках.
— Какие еще аспекты системы лекарственного обеспечения, по оценкам пациентского сообщества, нуждаются в гармонизации?
— Много вопросов вызывает наполнение перечня ЖНВЛП. Сейчас государство пытается, с одной стороны, его зачистить, исключить менее эффективные, на его взгляд, препараты, с другой – включить вместо них другие. Все это вызывает беспокойство у пациентов, которые годами лечились неким препаратом и, естественно, к нему привыкли. По оценкам пациентских организаций, все эти решения должны приниматься очень обоснованно, с привлечением мнения экспертов, профильных специалистов. И самое главное, чтобы была какая-то альтернатива. То есть если мы исключаем какой-то препарат из перечня, то взамен должен появиться другой.