Круглый стол №1. «Доступность и качество лекарственной помощи»

VII Всероссийский конгресс пациентов
9 ноября 2016 года, г. Москва 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглый стол № 1. «Доступность и качество лекарственной помощи»

Проводимый в условиях экономического кризиса, поиска путей оптимизации расходов в сфере охраны здоровья граждан, принцип приоритетности обеспечения доступности и качества бесплатной медицинской помощи населению должен быть безусловно соблюден. В этой связи Конгресс считает необходимым обратить внимание органов власти и общественности на следующие вопросы в сфере льготного лекарственного обеспечения и рекомендовать следующие действия:

  1. Вызывает обеспокоенность ситуация с формированием перечней лекарственных средств (ЖНВЛП, ОНЛС, 7ВЗН). К сожалению, несмотря на положительные решения профильной Комиссии Минздрава России о расширении перечней ЖНВЛП и ОНЛС  и заключения профессионального сообщества, обращения пациентских организаций в итоге все вышеуказанные перечни были практически «заморожены» на 2017 год. Это значит, что десятки тысяч пациентов так и не получас шанс на спасение их жизни. Необходимо реализовать решения профильной Комиссии Минздрава России о расширении перечней ЖНВЛП и ОНЛС.
  2. Провести ротацию Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, увеличить в составе Комиссии представителей профессионального и пациентского сообщества не менее, чем до 50%.
  3. Рассмотреть вопрос о привлечении дополнительного бюджетного финансирования льготного лекарственного обеспечения, в том числе за счет дополнительных налоговых источников (целевой подоходный налог, отчисления в ФФОМС, акцизы и т.д.).
  4. Обеспечить систему информированности пациентов, получающих льготное лекарственное обеспечение, о перечне доступных к применению ими препаратов, качестве лекарственных средств.
  5. Совершенствовать законодательную базу с целью повышения качества оказания медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и, в первую очередь, в части их лекарственного обеспечения. Разработать отдельный алгоритм
    включения лекарственных препаратов для лечения больных с редкими (орфанными) заболеваниями в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Разработать критерии формирования и сроки пересмотра Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
  6. Принять необходимый комплекс мер по регулярному целевому субсидированию (предоставлению иных межбюджетных трансфертов) для покрытия дефицитной части расходных обязательств на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий в рамках региональных программ льготного лекарственного обеспечения, ОНЛС и обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, сформировав необходимые для этого механизмы (порядок) и определив источники бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2016 финансовый год и плановый период 2017-2018 гг.
  7. Минздраву России разработать механизм, позволяющий применять лекарственные препараты по жизненным показаниям вне инструкций к применению («оф-лейбл»).
  8. В современных условиях целесообразно использовать различные механизмы софинансирования лечения пациентов. В связи с этим можно заключать различные виды соглашений между государством и производителями лекарственных препаратов, которые можно разделить на финансово обусловленные и результато обусловленные. Основным преимуществом данных соглашений является более эффективное расходование бюджетных и лекарственных средств, что, в свою очередь, позволяет большее количество пациентов максимально эффективной терапией. К сожалению, в текущий момент юридическая база для реализации подобных проектов нуждается в улучшении, в связи с этим необходимо проработать нормативные документы для обеспечения возможности реализации механизмов софинансирования лечения пациентов.
  9. Ускорить создание национальной нормативно-правовой базы, гармонизированной с требованиями ВОЗ, а также ведущими институтами здравоохранения (FDA, EMA), регулирующей процедуру регистрации биоподобных препаратов, включая четкие требования к объему и порядку предоставления данных по определению биоподобия,  проведению доклинических и клинических исследований, эффективному  фармаконадзору. Совместно с пациентским и профессиональными сообществами вынести на обсуждение вопрос  выделения групп препаратов (в т.ч. биологических препаратов), для которых взаимозаменяемость возможна на основаниии решения врача и информированного согласия пациента.
  10. Обеспечить совершенствование системы фармаконадзора биологических лекарственных препаратов по торговому  наименованию, которое  должно  обязательно указываться  в истории болезни пациента (медицинской документации), а также в соответствии с рекомендациями ВОЗ разработать механизм присвоения уникальных кодов в дополнение к международному непатентованному наименованию  для всех биосимиляров.

Источник: Круглый стол № 1. «Доступность и качество лекарственной помощи»