VII Всероссийский конгресс пациентов
9 ноября 2016 года, г. Москва
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглый стол № 1. «Доступность и качество лекарственной помощи»
Проводимый в условиях экономического кризиса, поиска путей оптимизации расходов в сфере охраны здоровья граждан, принцип приоритетности обеспечения доступности и качества бесплатной медицинской помощи населению должен быть безусловно соблюден. В этой связи Конгресс считает необходимым обратить внимание органов власти и общественности на следующие вопросы в сфере льготного лекарственного обеспечения и рекомендовать следующие действия:
- Вызывает обеспокоенность ситуация с формированием перечней лекарственных средств (ЖНВЛП, ОНЛС, 7ВЗН). К сожалению, несмотря на положительные решения профильной Комиссии Минздрава России о расширении перечней ЖНВЛП и ОНЛС и заключения профессионального сообщества, обращения пациентских организаций в итоге все вышеуказанные перечни были практически «заморожены» на 2017 год. Это значит, что десятки тысяч пациентов так и не получас шанс на спасение их жизни. Необходимо реализовать решения профильной Комиссии Минздрава России о расширении перечней ЖНВЛП и ОНЛС.
- Провести ротацию Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, увеличить в составе Комиссии представителей профессионального и пациентского сообщества не менее, чем до 50%.
- Рассмотреть вопрос о привлечении дополнительного бюджетного финансирования льготного лекарственного обеспечения, в том числе за счет дополнительных налоговых источников (целевой подоходный налог, отчисления в ФФОМС, акцизы и т.д.).
- Обеспечить систему информированности пациентов, получающих льготное лекарственное обеспечение, о перечне доступных к применению ими препаратов, качестве лекарственных средств.
- Совершенствовать законодательную базу с целью повышения качества оказания медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и, в первую очередь, в части их лекарственного обеспечения. Разработать отдельный алгоритм
включения лекарственных препаратов для лечения больных с редкими (орфанными) заболеваниями в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Разработать критерии формирования и сроки пересмотра Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. - Принять необходимый комплекс мер по регулярному целевому субсидированию (предоставлению иных межбюджетных трансфертов) для покрытия дефицитной части расходных обязательств на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий в рамках региональных программ льготного лекарственного обеспечения, ОНЛС и обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, сформировав необходимые для этого механизмы (порядок) и определив источники бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2016 финансовый год и плановый период 2017-2018 гг.
- Минздраву России разработать механизм, позволяющий применять лекарственные препараты по жизненным показаниям вне инструкций к применению («оф-лейбл»).
- В современных условиях целесообразно использовать различные механизмы софинансирования лечения пациентов. В связи с этим можно заключать различные виды соглашений между государством и производителями лекарственных препаратов, которые можно разделить на финансово обусловленные и результато обусловленные. Основным преимуществом данных соглашений является более эффективное расходование бюджетных и лекарственных средств, что, в свою очередь, позволяет большее количество пациентов максимально эффективной терапией. К сожалению, в текущий момент юридическая база для реализации подобных проектов нуждается в улучшении, в связи с этим необходимо проработать нормативные документы для обеспечения возможности реализации механизмов софинансирования лечения пациентов.
- Ускорить создание национальной нормативно-правовой базы, гармонизированной с требованиями ВОЗ, а также ведущими институтами здравоохранения (FDA, EMA), регулирующей процедуру регистрации биоподобных препаратов, включая четкие требования к объему и порядку предоставления данных по определению биоподобия, проведению доклинических и клинических исследований, эффективному фармаконадзору. Совместно с пациентским и профессиональными сообществами вынести на обсуждение вопрос выделения групп препаратов (в т.ч. биологических препаратов), для которых взаимозаменяемость возможна на основаниии решения врача и информированного согласия пациента.
- Обеспечить совершенствование системы фармаконадзора биологических лекарственных препаратов по торговому наименованию, которое должно обязательно указываться в истории болезни пациента (медицинской документации), а также в соответствии с рекомендациями ВОЗ разработать механизм присвоения уникальных кодов в дополнение к международному непатентованному наименованию для всех биосимиляров.
Источник: Круглый стол № 1. «Доступность и качество лекарственной помощи»