21.12.2021 Пандемия коронавируса ускорила развитие телемедицины в России

21 декабря 2021 г. 5:36

На заседании круглого стола «Цифровая медицина. Телемедицина и обеспечение удаленных пациентов», которое состоялось во время работы XII Всероссийского конгресса пациентов, обсудили концепции развития цифровых технологий в здравоохранении, вопросы программного обеспечения.

Модераторами круглого стола выступили руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов, исполнительный директор ассоциации специалистов онкореабилитации АСОР Ирина Каргальская и генеральный директор Ассоциации поставщиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине, сооснователь ООО «АйПат» Борис Зингерман.

Цифровизация сегодня является неотъемлемой частью системы здравоохранения, позволяющей повысить доступность медицинской помощи, обеспечить информацией врача и пациента, обеспечить коммуникацию между участниками процесса. По словам заместителя директора департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава РФ Олии Артемовой, распространение новой коронавирусной инфекции способствовало ускорению развития телемедицинских технологий. Если в 2019 году в стране насчитывалось 293 тыс. случаев дистанционного взаимодействия «врач-врач», то в 2020 году их было уже 567 тысяч. Телемедицинские технологии при дистанционном взаимодействии «врач-пациент» в 2020 году были применены в 6,437 млн случаях. «Это те консультации, которые оказывали врачи в течение прошлого года. Кроме того, в амбулаторных телемедицинских центрах, которые были созданы специально под ковид в каждом субъекте Федерации, произошло более 7,2 млн консультаций для граждан с коронавирусом, ОРВИ и признаками ОРВИ», - отметила она.

Ирина Каргальская рассказала о пациентоориентированных инструментах в поддержку онкологических больных во время пандемии ковида. Она сообщила, что по результатам опроса среди 2210 хронических пациентов из 26 пациентских сообществ 78% хотели и хотят получать дистанционную связь со своим лечащим врачом. 35% пациентов имели дистанционную связь с доктором по телефону, а 27%, оценив ее преимущества, захотели оставить возможность такой связи в своей дальнейшей жизни и после пандемии. Ирина Каргальская также рассказала о работе сервиса «Пациенториентированный цифровой онкоцентр». «Например, в разделе для врача мы выложили всевозможные статьи, наши российские достижения в отношении использования цифровых вмешательств, а в разделе для пациентов мы выложили огромное количество электронной информации, которая должна помочь им в преодолении трудностей, связанных с лечением», - отметила она.

О дистанционной реабилитации людей, переболевших Сovid-19, рассказал Борис Зингерман. «Пациенты, выписавшиеся из стационара, должны еще достаточно длительное время находиться в карантине и не могут, кроме как в телемедицинском режиме, получить никакой другой помощи. К тому же в нашей стране очень тяжело с реабилитаций, особенно амбулаторной, а по ковиду вообще не было никаких специалистов, - отметил он. - Наш сервис - интерактивная платформа COVID REHAB - позволил в дистанционном режиме донести необходимую информацию до пациентов во всех самых удаленных уголках страны. Любой переболевший коронавирусом человек может зайти на этот сервис и абсолютно бесплатно записаться в реабилитационную группу в одном из шести реабилитационных центров, с которыми мы работаем». По его словам, всё проходит под контролем врача-реабилитолога, который, ознакомившись с документами, загруженными пациентом, назначает курс реабилитации, а сами занятия проводятся ежедневно в течение двух недель в онлайн-режиме с инструктором-реабилитологом. После каждого занятия пациент заполняет небольшой опросник, вносит в него данные о своем самочувствии, данные сатурации крови и пульса, а врач в дистанционном режиме наблюдает за состоянием здоровья этого пациента, внося по мере необходимости корректировки в процесс реабилитации. Борис Зингерман также отметил, что за время работы сервиса 3300 человек из 300 городов России прошли такой дистанционный реабилитационный курс, причем только треть пациентов являлась жителями Москвы, а остальные были равномерно распределены по всей территории страны.

Врио начальника отдела организации государственного контроля за исполнением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Лейла Садыхова подчеркнула, что пандемия коронавируса ускорила развитие телемедицины, но необходимо, чтобы при этом соблюдались права пациентов на получение медпомощи. По ее словам, важно соблюдать определенные законодательством правила при оказании телемедицинской помощи. Среди них - возможность пациента, находящегося у себя дома, связаться со своим лечащим врачом; возможность пациента получить доступ к медицинской документации; понимание того, насколько всё верно и правильно оформлено в медицинской карте больного; насколько у врачей того или иного лечебного учреждения имеется возможность организовывать телемедицинскую помощь и т.д.