01.02.2021 Новая ЛИНия жизни с гимнастикой в Самарской области
1 февраля 2021 г. 14:14Подходит к завершению проект-победитель 1 конкурса 2020 года грантов Президента РФ на развитие гражданского общества «Новая линия жизни с гимнастикой», реализуемый Региональным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» в Самарской области.
Целью данного проекта было решение существующей в области проблемы недостатка возможностей коррекции социального интеллекта и девиантного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях интернатных учреждений. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволили еще раз подтвердить мнение специалистов в области адаптивной физической культуры, что спортивная деятельность является мощным фактором развития механизмов социализации таких детей. Особенностью занятий адаптивной физкультурой в условиях интернатных учреждений является то, что занятия спортом решают у таких детей не только и не столько проблемы с физической формой и здоровьем, но, в первую очередь, корректирует социальное поведение и дают необходимые навыки для жизни в обществе.
В рамках проекта была разработана методика проведения спортивных занятий, подготовлены специалисты-тренеры в области адаптивной физической культуры из числа педагогов и специалистов коррекционных образовательных организаций, способные проводить занятия с детьми с различными нарушениями интеллекта.
Изначально пилотной площадкой для реализации проекта «Новая ЛИНия жизни с гимнастикой» был выбран Самарский пансионат для детей-инвалидов, но с 27 марта 2020 года и до особого распоряжения, доступ в интернатные учреждения соцобслуживания был закрыт и для НКО, и для волонтеров, и для родственников в соответствии с Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 208 от 30.04.2020 г., который ограничивал вход в интернаты всех, даже сотрудников. Поэтому, по согласованию с Фондом Президентских грантов было принято решение продолжить реализацию проекта на базе ГБОУ СО «Школа-интернат № 117 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о.Самара», на базе которого тренером проекта Ваченковой Светланой Викторовной проводились занятия адаптивной гимнастикой с детьми с нарушениями интеллектуального развития по специальной программе, разработанной в рамках проекта. Для проведения занятий адаптивной гимнастикой был дооборудован специальным покрытием ковра спортивный зал, в котором и в дальнейшем, по окончании проекта, также будут проводиться спортивные занятия.
Научным консультантом проекта - д.м.н., профессором кафедры неврологии и нейрохирургии Самарского Государственного медицинского университета, председателем Совета по защите прав пациентов Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения РФ, членом экспертного Совета Правительства РФ в сфере здравоохранения и социальной политики Власовым Яном Владимировичем проводилось экспертное консультирование тренеров проекта.
На протяжении всего проекта воспитанники специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья принимали участие и в массовых городских мероприятиях, таких как «Спортивный праздник, посвященный Дню знаний», спортивные состязания «Веселые старты», спортивный фестиваль «Мы выбираем здоровый образ жизни» и в спортивном мероприятии «Онлайн фестиваль среди детей-инвалидов, посвященный Международному Дню Инвалида».
В декабре 2020 года по итогам проекта был проведен «круглый стол» с целью демонстрации широкой общественности и специалистам результатов работы по проекту и совместного обсуждения положительного влияния занятий гимнастикой на повышение качества жизни, социальную адаптацию и интеграцию в общество воспитанников интернатных учреждений Самарской области. В связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой, мероприятие было проведено дистанционно в режиме видеоконференции на цифровой платформе ZOOM.
По итогам заседания специалистами были озвучены рекомендации по введению в рамках внеурочной деятельности дополнительных часов двигательной активности с привлечением средств адаптивной физической культуры, что, несомненно, поможет учащимся коррекционных школ, школ-интернатов и пансионатов для детей с нарушениями интеллектуального и физического развития лучше адаптироваться к учебному процессу, расширит их психомоторные возможности для нормальной жизнедеятельности, повысит самооценку и уверенность в себе, значительно облегчит процессы социализации для данной категории детей. Благодаря расширению практического применения адаптивной физкультуры в коррекционных школах, школах-интернатах и пансионатах для детей с нарушениями интеллектуального и физического развития можно будет помочь их воспитанникам сохранить физическую форму, повысить самооценку, а также преодолеть социальные барьеры, возникающие перед такими детьми в учёбе, общении и других видах человеческой деятельности.
Особо было обращено внимание на социальный эффект для общества от результатов данного проекта в виде снижения расходов на послеинтернатное сопровождение детей с нарушениями интеллекта.
Всего в проекте приняли участие 120 детей от 4 до 18 лет с различными нарушениями интеллектуального развития.