В рамках проекта «Право на здоровье. Основы бесконфликтного взаимодействия для пациентов и врачей городов присутствия Госкорпорации «Росатом» НКО «Всероссийский союз пациентов», поддержанного Фондом президентских грантов, в Учебно-выставочном центре (УВЦ) ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» (г. Лесной) состоялась школа правовой грамотности пациентов.
Темой школы стало: «Организация бесплатной медицинской помощи в РФ. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РФ». Данную школу посетили 26 сотрудников ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», которые являются уполномоченными по социальным вопросам в подразделениях.
Для данной категории работников было организовано 2 школы, так как посетить школу правовой грамотности по заявленной теме захотело больше людей, чем предполагалось. Для уполномоченных по социальным вопросам эта тема оказалась очень актуальной.
Встреча была организована при содействии и инициативе заместителя председателя профсоюзной организации ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» (ПК-391) Мочаловой И.С.
Ведущей школы правовой грамотности пациентов была Подоксенова Е.А., инженер отдела стратегического и административного управления и развития ПСР.
Структура обучения стандартная, уже сформировавшаяся в ходе проведения четырех предыдущих школ:
- проведение предварительного анкетирования;
- регистрация участников и выдача раздаточного материала;
- просмотр видеоролика о реализации проекта «Бережливая поликлиника» с разъяснением того, что сделано, и что еще предстоит сделать;
- информирование участников школы о подписании соглашения между ФМБА России и Госкорпорацией «Росатом» и предстоящем визите руководителя ФМБА России Скворцовой В.И.;
- рассказ о деятельности НКО «Всероссийский союз пациентов» и проекте «Право на здоровье»;
- информирование слушателей о нормативно-правовой базе, регламентирующей бесплатное предоставление медицинских услуг (323-ФЗ от 21.11.2011, Федеральная и Территориальная программы государственных гарантий);
- предоставление информации о сроках оказания медицинской помощи в зависимости от формы и видов;
- разъяснение информации о том, куда обращаться, если пациент считает, что его права нарушены;
- оповещение о работе «горячей линии»;
- заполнение анкет по итогам проведения школы.
Теперь каждый из участников знает нормативные документы, регламентирующие бесплатное оказание медицинских услуг, и их основные аспекты, а также понимает алгоритм действий в случае нарушения прав пациентов.
От себя лично хочу добавить: «Очень часто по закону прописано одно, а пациенты в нашей стране по факту получают совсем другое. Но здесь могут быть как внутренние, так и внешние причины, не зависящие от самого медицинского учреждения, поэтому в ситуации всегда нужно предварительно разобраться. Всегда стараюсь на этом акцентировать внимание слушателей.
Например, когда на школах мы начинаем обсуждать один из очень простых, но важных пунктов Территориальной ПГГ, в котором говорится о том, что при проведении диагностических исследований в амбулаторных условиях по назначению лечащего врача и врачей-специалистов должно производиться бесплатное обеспечение расходными материалами, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимыми для проведения диагностических исследований, то я всегда подчеркиваю, что так положено по закону. Но в жизни бывает совсем по-другому: очень часто пациентов в нашей стране просят самостоятельно приобретать все вышеперечисленное, особенно это касается расходных материалов. Но далеко не всегда в этом виновато само лечебное учреждение. Здесь очень важно понимать, какая кроется причина (внутренняя или внешняя): нам не дают, потому что не хотят или просто не могут в силу внешних обстоятельств. Ведь все снабжение в части медицинских изделий и лекарств также подчиняется жестким законам, а система закупок, как известно, в РФ очень сложная и неповоротливая.
На данной школе присутствовал сотрудник, который занимается проведением закупочных процедур у нас на предприятии, и он, как человек, знающий дынные обстоятельства не понаслышке, поддержал это мнение, подтвердив, что так оно и есть. Медицинским учреждениям приходится в этой части очень не просто, так как у них все очень жестко регламентируется 44-ФЗ, а мы зачастую наблюдаем следствие от функционирования несовершенной системы, в которой сами медики зачастую являются заложниками ситуации».
С уважением, Е.А. Подоксенова