16.06.2025 Москвичи выбирают вежливых врачей

16 июня 2025 г. 16:53

Москвичи выбирают вежливых врачей. По данным опросов, манера общения медицинского работника является главным критерием для половины граждан. Только на втором месте – квалификация и статус. Треть определяет, у кого лечиться, по внешнему виду. Каждый пятый ориентируется на возраст. А некоторые доверяют только специалистам с дипломом столичного вуза.

Впрочем, многие факторы трудно назвать объективными, отмечает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

Ян Власов - сопредседатель Всероссийского союза пациентов
Зрелость определяется, конечно, наличием регалий и полученных доктором уже повышений квалификации и так далее. То есть можно быть пожилым и ничего не знающим, а можно быть молодым и перспективным. Имеет смысл говорить о том, насколько клиникой известна и что о ней пишут, что называется, в сетях. Зайти на сайт и посмотреть статус того специалиста, к которому вы хотели бы попасть, наличие у него научного статуса, дополнительных медицинских образований, повышений квалификации и, естественно, опыт работы. Рейтинг вузов существует не просто так, люди о нем знают, но существует некое внутреннее предубеждение, что, например, московское – самое лучшее, то есть это еще есть внутренние установки.

Вежливость медработника – часть профессиональной этики. Однако стоит различать подход к пациенту в государственной и частной клинике: во втором случае доброжелательность – это еще и часть маркетинга, добавляет Ян Власов.

Для пациента часто важно не просто доверять докторам, а понимать, что и почему ему назначают. Поэтому врач должен уметь переводить с медицинского языка на человеческий, отмечает кардиолог Андрей Кондрахин.

Андрей Кондрахин – кардиолог
Надо уметь общаться. Для этого действительно необходимо знать, потому что коммуникационные навыки у каждого человека свои, но мы же говорим о профессиональной коммуникации, а здесь требуются определенные тренинги и понимание. Касательно пациентов, я могу сказать, есть пациенты, которые на таком высоком уровне могут разговаривать с врачом, имеется в виду в хорошем смысле слова, грамотно. Они разбираются в своем состоянии, они готовы поддержать беседу. А есть пациенты, у которых нет такой возможности в силу определенных причин. Они даже не обязаны этого делать, потому что они пришли за профессиональной помощью. Им нужно просто на их обычном языке, доступном для их понимания, рассказать о их состоянии. Скорректировать его.

Большинство пациентов ищут нужного врача по рекомендациям друзей и родственников, 40% – в интернете, реже – используют соцсети и сайты клиник. У тех, кто лечится платно, действительно гораздо больше возможностей выбрать или поменять специалиста, добавляет медицинский юрист Андрей Карпенко. Однако чаще приходится задумываться о необходимости назначенных процедур.

Тем временем в России запустили проект по развитию медицинского туризма. К нему присоединятся частные клиники и госучреждения с платными услугами. Привлекать собираются пациентов из стран СНГ и других дружественных государств. Иностранцам обеспечат полное сопровождение: от поиска врачей до помощи с трансфером и проживанием.

Источник: Москва FM 92.0