Социолог Фомина: каждый пятый россиянин не доволен медпомощью по ОМС
Поделиться
Социологический опрос показал: судя по всему, в наших больницах сейчас лечат лучше, чем в поликлиниках.
Около 40% российских пациентов в целом удовлетворены качеством и доступностью медпомощи по полису ОМС. А примерно каждый пятый (21,9%) — не доволен. Такие данные представила замдиректора исследовательского центра «Социальная механика» Татьяна Фомина на круглом столе в рамках XIV Всероссийского конгресса пациентов, который проходит в эти дни в Москве.
При поддержке Всероссийского союза пациентов (ВСП) специалисты центра провели социологическое исследование «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023 году». Участниками стали более 1700 респондентов из 81 региона России. Опрос показал: судя по всему, в наших больницах сейчас лечат лучше, чем в поликлиниках.
Претензии к амбулаторной медпомощи (приемы у врачей «районок», сдача анализов, УЗИ и т. д.) высказали почти четверть пациентов, 24,4%. Тогда как лечение в стационарах не устроило только 14% больных. А 56% заявили, что «удовлетворены в той или иной степени» (в поликлиниках этот показатель 43%).
Эксперты по здравоохранению подтверждают: ситуация в первичном (амбулаторном) звене действительно более сложная. С одной стороны, здесь самая высокая нагрузка на врачей. Ведь все мы первым делом идем к терапевту или вызываем врача на дом. С другой стороны, дефицит докторов и медсестер в поликлиниках острее, чем в больницах. Сами медики нередко признаются, что в стационарах зачастую работать с профессиональной точки зрения интереснее и выплаты больше.
Конкретно
Чем недовольны пациенты в поликлиниках
Топ-3 самых частых претензий выглядит так:
- Долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (более 20 минут от назначенного времени) - 85%.
- Отсутствие нужного специалиста в поликлинике и (или) невозможность к нему записаться - 84%.
- Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте - 83,6%.
Также пациенты жалуются на такие трудности:
- долгое ожидание приема узкого специалиста после записи (более 14 рабочих дней, положенных по закону) - 79%;
- сложно дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную информацию - 75,9%;
- долгое ожидание инструментальных исследований - рентген, МРТ, КТ, УЗИ (по закону срок ожидания обследования - не более 14 рабочих дней) - 71%.
«Примерно таким же был рейтинг наиболее распространенных проблем и в прошлом году, - отметила Татьяна Фомина. - А вот с затруднениями при вызове врача на дом сейчас сталкиваются меньше пациентов. В 2022-м этот показатель составил 57%, в текущем году - 48,5%».
Что касается больниц, то, оценивая их работу в целом более высоко (см. выше), россияне называют самой частой проблемой необходимость покупки лекарств за свой счет. Напомним, что по закону при стационарном лечении назначенные врачом препараты должны выдавать бесплатно.
О доверии медикам и защите прав пациентов
Почти каждый пятый опрошенный пациент (18,4%) заявил, что недоволен отношением медперсонала, включая «некорректное поведение медицинских работников». При этом нужно иметь в виду, что больные люди из-за своего сложного состояния не всегда оправданно обвиняют врачей и медсестер, говорят специалисты. В целом же медикам доверяют (удовлетворены отношением к себе в той или иной степени) около половины пациентов. Над повышением этого показателя нужно серьезно работать, признали участники круглого стола. Известно, что успех лечения на 30-50% зависит от взаимопонимания между доктором и больным.
Также эксперты отметили, что все больше людей готовы отстаивать свои права, если сталкиваются с проблемами при попытке получить медпомощь. «Давно пора перестать верить в миф, что врачи «будут мстить», если на них пожалуешься. Практика постоянно подтверждает: это не так. Если пациенты, чьи интересы нарушены, обращаются за помощью в свои страховые медицинские организации, то в дальнейшем отношение к ним более внимательное. И медпомощь оказывают более качественно», - подчеркнул президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко.
Кстати
По данным исследования, при проблемах с получением медпомощи россияне чаще всего идут к руководству поликлиники или больницы (34%). Либо обращаются в страховую компанию, выдавшую полис ОМС (29%). Напомним, страховщики по закону уполномочены оказывать содействие в защите прав пациентов.
На третьем месте - жалобы в Минздрав. На четвертом - в региональные органы здравоохранения. На пятом - в прокуратуру.
Источник: Комсомольская правда