Обеспечение онкологических больных новейшими методами лечения и необходимость общественного контроля за прозрачностью закупок медицинского оборудования обсудили сегодня на круглом столе, объединившим правозащитников, депутатов Государственной Думы, представителей Росздравнадзора, Минздрава, пациентских организаций и производителей современного медицинского оборудования.
Мероприятие открыл председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, который напомнил о прошедшем 13 июля совещании по нацпроектам, где Президент заявил о необходимости актуализации проектов в сфере здравоохранения с учётом уроков последних месяцев.
Глава СПЧ отметил, что борьба с онкологическими заболеваниями – важнейшая государственная тема, её цель - сохранение жизни, здоровья и благополучия людей. На болезнь нужно наступать "широким фронтом" и пациентские организации крайне важны для налаживания работы всей системы, тем более, что речь идет как об обеспечении конституционных прав граждан на доступную медицину, в том числе высокотехнологичную, так и о контроле за расходованием почти одного триллиона рублей, выделенных государством до 2024 года на борьбу с раком.
Ян Власов, сопредседатель Союза пациентов, заметил, что одной из главных причин смертности населения в России остаются онкологические заболевания, и сейчас общая главная задача - сделать доступной для пациентов качественную и высокотехнологичную помощь, в том числе и лучевую терапию.
В ходе обсуждения участники отметили, что лучевая терапия – один из ведущих методов противоопухолевого лечения, признанный во всем мире; он применяется и как самостоятельный вид терапии, и как элемент терапии консолидирующей, профилактической и паллиативной. Эффект радиотерапии основан на повреждении злокачественных клеток ионизирующим излучением, приводящем к их гибели; существенным преимуществом метода является его неинвазивность.
Эксперты утверждают, что потребность страны на момент начала действия государственной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями" составляла около 500 аппаратов для лучевой терапии, при этом в наличии имелось только 204 единицы.
Участники отмечали, что до 2024 года нацпроектом предусмотрена закупка 228 линейных ускорителей для лучевой терапии, на что из федерального бюджета регионам выделят порядка 25 млрд рублей. За целевым и грамотным использованием такого объема бюджетных средств необходим общественный контроль – это и стало одной из основных тем дискуссии.
В ходе круглого стола обсуждался оптимальный алгоритм механизма, позволяющий исключить коррумпированность медицинских чиновников, бизнеса и власти в регионах: иногда процессы, происходящие между участниками рынка, становятся открытыми и прозрачными только под давлением общественного контроля, особенно если речь идет о столь значительных суммах. Также под контролем нужно держать максимально эффективное использование медицинского оборудования, не допускать его простоя.
Тема общественного контроля стала одной из основных в обсуждении. Участники отмечали, что в настоящее время Росздравнадзор не может передать гражданским активистам и общественникам никакого инструмента для реального осуществления контроля. Более 3000 общественных контролеров во всей стране бесплатно готовы работать в этой области, но эта армия сейчас практически не вооружена полномочиями, отметил Ян Власов.
В ходе дальнейшей дискуссии врачи-онкологи озвучили свои ожидания от использования новых методов высокотехнологичного лечения.
Первым выступил Иван Стилиди, директор НМИЦ онкологии имени Н.Н.Блохина. Профессор подчеркнул, что для приобретения аппаратов для лучевой терапии предыдущих поколений должно быть предложено дополнительное финансово-экономическое обоснование, и при закупке такого оборудования оно должно быть заметно дешевле новейших моделей.
Андрей Голанов, член-корреспондент РАН, заведующий отделением радиотерапии и радиохирургии НМИЦ нейрохирургии им. академика Бурденко, заявил о важности лучевой терапии, позволяющей сделать лечение онкологических пациентов менее инвазивным, оставляющим достаточно высоким уровень качества жизни. Он отметил, что само по себе наличие новейший техники не обеспечивает нужной эффективности процесса, необходимо обучать докторов обращению с инновационным оборудованием, но сделать это одномоментно не представляется возможным.
Отдельная и весьма значимая тема - отечественное производство оборудования для лучевой терапии. Дмитрий Соснов, заместитель генерального директора "Фабрики РТТ", рассказал, как обстоят дела в сегменте отечественного производства медицинского оборудования, отметив, что их предприятие – единственное в России производство, выпускающее медицинские линейные ускорители. Господин Соснов подчеркнул, что к началу второй онкопрограммы уровень цен на закупаемые в Европе, Америке и Китае аппараты, в зависимости от конфигурации, составлял 120-180 млн рублей за единицу соответственно, а стоимость линейных ускорителей отечественной сборки до 25% ниже, благодаря снижению себестоимости производства.
В ходе дискуссии участники также отметили, что одним из решений для обеспечения российского здравоохранения необходимым оборудованием может быть частно-государственное партнерство, при котором частный инвестор покупает оборудование и, арендовав больничные помещения, оказывает необходимые медицинские услуги. Однако участники подчеркнули, что существующие правовые основания такого партнерства позволяют реализовывать непрозрачные схемы в отсутствие конкуренции и контроля общества. Это один из пунктов, по которым необходима корректировка российского законодательства: ГЧП должно стать более прозрачным и ориентированным, прежде всего, на обеспечение потребностей пациентов
Важной частью обсуждения стали выступления врачей из российских регионов. Так, главный врач самарского областного онкологического диспансера Андрей Орлов заявил, что по клиническим рекомендациям лучевая терапия показана не менее 70% пациентов с онкологическими заболеваниями. Наличие дополнительных систем визуализации для контроля укладки и положения пациента расширяют клинические возможности линейных ускорителей, позволяя проводить высокотехнологичные операции максимально безопасно для пациентов, при этом увеличивая пропускную способность не менее чем в два раза. В 2019 году в Самарской области была оказана помощь более 3000 пациентам.
В целом все участники согласились с необходимостью совершенствования системы общественного контроля в сфере здравоохранения, вплоть до подготовки конкретных изменений в российское законодательство, способных дать реальные полномочия общественным контролерам и регламентирующих их деятельность. Также необходимо готовить изменения в законодательство, позволяющие медицинским центрам рассчитывать на закупки за государственный счет новейшего и наиболее необходимого оборудования.
Источник: Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека