Всероссийский союз пациентов выступил с предложениями по решению проблем здравоохранения на территориях присутствия госкорпорации Росатом.
Презентация инициатив состоялась в августе на V Форуме городов высокого научного и технологического потенциала. Организатором форума выступила госкорпорация «Росатом».
Малые города высокого научного и технологического потенциала России, где созданы многие продукты и услуги крупных корпораций страны, давно испытывают потребность в системных программах развития. Дело в том, что законодательная база не позволяет государственным корпорациям и бизнес-структурам, в чьей зоне ответственности находятся эти города, в полном объеме принимать участие в их развитии. Поиску выхода из ситуации был посвящен прошедший форум.
Его участниками стали представители корпораций, главы городов, руководители градообразующих предприятий, представители заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертно-аналитических центров.
Программа форума включала тематические обсуждениям по пяти направлениям: «Здоровье», «Инфраструктура», «Местные сообщества», «Образование» и «Культура» и объединила лекции, круглые столы. Вопросы медицинского обслуживания являются одними из наиболее болезненных в развитии городов.
Социальные проблемы малых городов
В периметре Росатома находятся 26 малых городов (ЗАТО, пристанционные города АЭС, наукограды), где работают предприятия атомной отрасли. Всего в них проживает свыше 2 млн граждан. Все эти люди – работники основных производств, социальной сферы, бизнеса, работают в разных сферах на одну цель – обеспечение безопасности нашей страны.
Необходимо обеспечить для них надлежащие условия для жизни в этих городах и возможность самореализации, тем более для высококвалифицированного персонала. Одна из возможностей достичь этих целей – совершенствование системы здравоохранения, обеспечивающей доступность качественной медицинской помощи на всех территориях присутствия Росатом.
ВСП выделяет ряд ключевых проблем в здравоохранении на территориях присутствия корпорации:
- дефицит финансирования системы здравоохранения атомных городов;
- отсутствие достаточных финансово-правовых условий для оказания влияния системе здравоохранения со стороны ГК Росатом и региона;
- неудовлетворительное состояние инфраструктуры медицинских организаций;
- износ медицинского оборудования;
- нарастание дефицита медицинских кадров (отток с территории, старение, отсутствие социальной привлекательности города, рост заболеваемости, рост эмоционального выгорания);
- дефицит правовых знаний у пациентов и медицинских работников, приводящий к завышенным ожиданиям и безответственности;
- цифровых и дистанционных технологий (эл. очереди, единая информационная система и документооборот, доступ пациента в личный кабинет и др.);
- неудовлетворенность жителей территории обеспечением гарантированных прав на оказание медицинской помощи. Усиление социальной напряженности «медработник-пациент-власть».
Все это ведет к снижению индекса здоровья работников, уменьшает социальную привлекательность атомных городов, сокращает численность населения, создавая угрозу работе стратегически важных объектов.
Ситуация вполне поддается изменению. И в российской практике есть примеры влияния корпораций на систему здравоохранения.
Норильский никель имеет опыт построения системы собственной ведомственной медицины, в том числе с использованием разных моделей ГЧП, системы здравоохранения на территориях присутствия по типу «Медицины замкнутого цикла», расширения социального пакета для медицинских работников и членов их семей (жилье, доплаты, трудоустройство членов семьи), создания единой платформы цифровой медицины на основе инновационных решений.
Северсталь разработала программу целевых пожертвований корпорации на систему здравоохранения территории присутствия (оснащение медицинским оборудованием, доплаты медицинским работникам, реновация зданий и сооружений), построения системы собственной ведомственной медицины, в том числе с использованием разных моделей ГЧП.
РЖД имеет опыт организации системы полноценного ведомственного здравоохранения, применения программы ДМС для работников и членов их семей.
Ситуация требует незамедлительных действий. ВСП провел в 2020 г исследование в городах присутствия Росатом, которое выявило удручающую статистику: 62,3% медицинских работников имеют 5 и более признаков профессионального выгорания; 48,2% пациентов не удовлетворены лекарственным обеспечением в стационаре; 82% пациентов отметили, что ситуация хуже, чем в среднем по РФ; 72,8% пациентов были не удовлетворены сроками ожидания приема врача; 64% пациентов не удовлетворены качеством первичной медицинской помощи.
Как уже отмечалось выше, госкорпорация не может эффективно влиять на систему здравоохранения в городах присутствия. Причин этому несколько. Отсутствуют организационно-правовые условия для эффективного управления развитием инфраструктуры, недостаточное ресурсное обеспечение системы здравоохранения, невозможность влияния на доступность качественной медицинской помощи.
Пути выхода из ситуации
Мы видим решение проблем в системном подходе с участием государства. Очевидно преимущество ведомственной (либо смешанной) системы здравоохранения для обеспечения устойчивого развития городов высокого научного и технологического потенциала.
Требуется работа по обновлению устаревших НПА. Создание финансово-правовых условий для участия госкорпорации Росатом в управлении развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения системы здравоохранения. Дополнение перечня видов деятельности корпорации в части развития системы здравоохранения путем участия в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых, в том числе, на условиях ГЧП.
Нужна разработка и принятие специальной государственной программы совершенствования системы здравоохранения в ЗАТО и на территориях присутствия госкорпорации Росатом.
Необходимы принципиально новые соглашения с ФМБА. Технологии совместного управления здравоохранения на территориях присутствия.
Только комплекс системных и незамедлительных решений позволит сократить разрыв между развитием технологий и конкурентоспособностью городской инфраструктуры, отток населения и привлечь новые квалифицированные кадры.
Источник: РСИ "Первый национальный"