По данным Самарастата, в прошлом году в нашем регионе родилось 24 179 детей, что на 3,2 % меньше, чем в 2022 году.
В этом году тенденция на снижение рождаемости продолжается - в первом триместре число родившихся по сравнению с январём–мартом 2023 года уменьшилось на 6,7%. А меж тем снижение уровня рождаемости в стране влияет на общество и экономику.
Рассчитывают на себя
Жительницы региона не спешат становится мамами, а многодетность для большинства связана с большими рисками. Во Всероссийском союзе пациентов при поддержке Центра «Социальная Механика» провели исследование отношения женщин к рождению детей. Данные были предоставлены эксклюзивно корреспонденту samara.aif.ru. Согласно исследованию социологов, установки детности большинства опрошенных женщин (71,3%) - два-три ребёнка.
Доля тех, для кого желаемое число детей – двое (39,7%), чуть больше, чем тех для кого идеально наличие троих детей (31,6%). Не хотят становится родителями всего 5,6 % респонденток.
Мама двоих детей Оксана Скаткова из Самары выросла в большой семье с младшим братом и сестрой. При этом они с мужем пока не спешат в ряды многодетных.
«Всегда считала, что детей может быть ровно столько, скольких ты можешь окружить любовью и заботой. Детям должно быть комфортно расти, развиваться, учиться. Сегодня третьего ребёнка, наверное, уже не потяну. Для того, чтобы дети гармонично развивались и общались между собой, у них должно быть больше пространства для развития. Старший ребёнок не должен словно нянька постоянно заботится за младших, забывая о своих потребностях. Помощь только по желанию, когда ребёнок сам захочет. У моих детей прекрасные взаимоотношения, потому что для них это не было обязанностью», - говорит Оксана.
Сегодня главный барьер, который удерживает от многодетности - это укоренившийся общественный стереотип, когда семьи с тремя и более детьми долгое время считались неблагополучными.
«Я росла в многодетной семье и стеснялась говорить в школе об этом. Было стойкое представление, что многодетность - это дорожка в бедность, хотя это не всегда так. Когда одноклассники узнавали, что нас в семье трое, мне никто не верил, мол, хорошие дети, отлично учатся, не может быть! Рада, что сегодня отношение к многодетности меняется. В классах у моих детей много разных ребят, в том числе и из семей, где трое и четверо детей. Это хорошо! А качество жизни зависит от самих родителей и их возможностей», - приводит примеры Оксана.
Чего боятся будущие мамы?
Получается, что на решение о рождении каждого последующего ребёнка влияет доход семьи? Исследования свидетельствуют об обратном. Тогда что стимулирует повторное рождение детей?
Заместитель директора Центра «Социальная Механика», автор исследования социолог Татьяна Фомина отмечает, что в нашем обществе основная нагрузка родительства традиционно возложена на женщин. Именно они в конечном счёте определяют, сколько будет детей в семье.
«Принимая решение о рождении второго и далее ребёнка, женщина в первую очередь оценивает надёжность отца. Неуверенность в мужчине, страх развода и сложности с возвращением в профессию для обеспечения детей без участия отца, потому что двое–трое детей - это декрет на много лет и серьёзнейшая профессиональная дисквалификация – вот главные препятствия для реализации женщинами желания иметь много детей.
Вопрос многодетности во многом ещё и мировоззренческий. Сегодня в нашем общественном мнении распространены две полярных оценки: «многодетность - признак элитарности и благополучия» и «многодетность - свидетельство социального неблагополучия» - отмечает социолог.
Исследования показывают, что, несмотря на повышение качества жизни и государственные усилия, многодетные родители все ещё сталкиваются с общественным осуждением.
Использование исключительно материальных рычагов для стимулирования рождаемости не даёт необходимый результат. По данным Высшей школы экономики «материнский капитал» дал прирост рождаемости в 15 детей на 100 женщин репродуктивного возраста. Он побуждает семьи сокращать промежуток между рождением запланированных детей, а не заводить незапланированных. Остальной пакет льгот направлен на поддержку уже существующих многодетных семей, а не на появление новых.
«В государственной семейной политике важно начать гибко и многосторонне влиять на общественное мнение. Например, на представления об отцовстве и о распределении родительской ответственности, на формирование осознанного родительства, положительного образа большой семьи. Меры материального стимулирования должны соответствовать приоритетам семейной политики. Важнее поддерживать рождение одного, первого ребёнка или второго и третьего? Нужно выделять ресурсы отдельным семьям или создавать условия для сообществ семей, которые эффективно поддерживают друг друга? Какими должны быть условия поддержки новых семей?» - расставляет акценты, которые помогут найти решение демографической проблемы Татьяна Фомина.
Комментарий. Ян Власов - Член СПЧ при Президенте РФ, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре
- Сегодня главная причина нежелания женщины уходить в декрет и становиться многодетной матерью заключается в стремительном падении дохода, которое следует за изменением её социального статуса. Ни сам процесс деторождения, ни забота о ребёнке женщин не пугает. Однако, отсутствие финансовой возможности вести привычный образ жизни, привлекать стороннюю помощь для решения бытовых проблем является критичным. Об этом говорят и те женщины, которые зарабатывают неплохо и в целом не бедствуют.
Демографические проблемы России не имеют простых решений. Для повышения рождаемости потребуется комплекс мер, направленных на повышение качества жизни, улучшение условий для совмещения занятости и воспитания детей, изменение отношения государства, бизнеса и общества к многодетности. Зачастую это забота о матерях. Одним из решений могло бы стать включение в медицинскую страховку роженицы послеродовую помощь на дому по примеру зарубежных стран, где в течение в течение 10 и более дней после родов к молодой маме приходит специальная помощница, которая помогает наладить быт с младенцем, настроить грудное вскармливание, оказывает психологическую поддержку молодым родителям и тд. Механизмом реализации может стать расширение услуг родового сертификата.
Важно развивать педиатрическую службу, расширяя период патронажа детей до 5 лет. Педиатрическая помощь в России очень далека от совершенства: у нас недостаточное количество педиатров, недостаточное количество детских специалистов узкого профиля, а наличие доступной медицинской помощи также влияет на решение о рождении детей.
Справка АиФ
Ведущие страхи, сдерживающие женщин от рождения трех и более детей:
- страх недостаточного дохода для обеспечения детей (85,5%)
- неуверенность в партнере/супруге (45,8%)
- отсутствие свободного времени (44,7%)
- потери личностной привлекательности (потери возможности личностного развития (32,9%)
- опасение стать «никому неинтересной домохозяйкой» и (30,6%)
- страх потерять профессиональную квалификацию (29,2%).
Что на практике поддерживает стремление к многодетности?
- Главный фактор, положительно влияющий на решение о рождении следующего ребенка, - реальная перспектива улучшения жилищных условий (35,2%)
- Второй по значимости фактор поддержки такого решения - наличие социальных гарантий для женщины во время беременности и ухода за ребенком (27,3%)
- Следующие по важности меры поддержки: выплаты на ребенка, соответствующие прожиточному минимуму (22,1%)
- уверенность в социальных гарантиях государства (21,4%)
- «материнский капитал» (19,7%).
По данным центра «Социальная Механика»
Источник: АиФ