Без образования и ходатайства медорганизации доморощенные лекари потеряют шансы на практику
Материал комментируют: Бадма Башанкаев и Ян Власов
«Целитель, костоправ, энергопрактик, знахарь, духовный наставник корректор судьбы, экзорцист, мистик», — такое объявление, увы, типично для российского интернета, пестрящего сайтами доморощенных лекарей. Внизу мелко приписано: «Прикоснись к настоящей магии самопознания и получи профессиональную». Или что-то в таком духе.
Таких сайтов сотни, тысячи. Услуги вам предложат самые разные — от «снятия закожных ломот» до чудесного излечения от онкологических заболеваний. В случае если ничего не получится — вам ответят примерно так: «Чудес не бывает, деньги назад мы не возвращаем».
Народное целительство расцвело пышным цветом не на пустом месте. Дело в том, что доступность государственной медицины с каждым годом сокращается. Однажды элементарную процедуру УЗИ я ждала ровно полгода — до тех пор, пока не обратилась с жалобой в страховую компанию, задействовав при этом все возможные связи.
Ну, а запись в районной поликлинике к неврологу или к хирургу — это примерно, как в рай попасть. Шансы, конечно, есть, но они мизерные. И чтобы их осуществить, надо приложить немало сил — не только душевных, но и физических, потому что рукоприкладство в очереди районной поликлиники — дело обычное.
Наплевав на все это, многие и обращаются к таким вот «костоправам» и «корректорам судьбы».
В этой связи в Госдуме, в комитете по здравоохранению, родилась идея — создать в России реестр целителей, знахарей и других специалистов в области народной медицины, чтобы целительство стало законным и безопасным.
Кто может войти в этот реестр и какие документы для этого нужны? С таким вопросом мы обратились к инициатору этой законодательной инициативы, первому зампреду комитета Госдумы по охране здоровья Бадме Башанкаеву.
— Прежде всего необходимо создать регистр целителей. Включать в него можно только на определенных условиях. Если вы намерены заниматься целительством, нужно иметь базовое медицинское образование или дополнительно получить его. Если вас в регистре нет, но вы практикуете, — это основание для проверки со стороны правоохранительных органов.
«СП»: Но ведь народная медицина в России не запрещена. Действительно, в народе существуют знания и практика, которые передаются из поколения в поколение и реально помогают людям. Кстати, в Законе «Об основах охраны здоровья граждан» есть пункт, касающийся народной медицины. Ее относят к методам профилактики, диагностики и лечения заболеваний, основанным на опыте многих поколений. Что теперь — закон будет пересмотрен?
— Дело в том, что для применения народной практики и целительства необходимо пройти курс обучения, получить лицензию и получить сертификацию.
Хочу особо отметить, что в России на право оказывать такую помощь выдано всего около 300 лицензий. Однако в интернете — тысячи знахарей и целителей разных мастей предлагают свои услуги.
Это и травники, и нутрициологи, и костоправы, которые зачастую не имеют никакого представления об анатомии и физиологии. Тема обучения, сертификации и лицензирования стала в прямом и переносном смысле больной.
Из-за того, что многие моменты в этих областях недостаточно законодательно отрегулированы, часто страдают люди, — считает депутат.
Вместе с тем, уже действующий закон уравнивает в правах с медиками иных специалистов — психологов, массажистов, логопедов, например. Часто эти специалисты в составе команды врачей участвуют в комплексной реабилитации. Закон, который готовят в недрах Госдумы, как раз и должен дать возможность привлечь больше профессионалов в реабилитационное направление.
Ординаторы первого года обучения теперь могут работать врачами-стажерами под руководством наставников. Также законотворцы добились важного результата: теперь стимулирующие выплаты полностью получает тот медработник, который первым выявил онкологическое заболевание у пациента.
Но вместе с тем ст. 50 ФЗ 323 от 2011 года закрепляет за народной медициной право практиковать.
«Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов», — говорится в законе.
То есть народная медицина у нас, выходит, разрешена, в чем же загвоздка? Что сейчас хотят поменять в законе депутаты? С таким вопросом мы обратились к члену СПЧ при президенте, сопредседателю Всероссийского союза пациентов Яну Власову.
— Дело в том, что целительство и народная медицина были разрешены у нас по закону с 1993 года. То есть народные средства медицины регламентированы давно. Но при этом обязательна их регистрация. Лицензия народным целителям выдается региональными органами здравоохранения. Человек, получивший среднее или высшее медицинское образование, подает заявку в местные органы здравоохранения.
Одобрена такая заявка вышестоящей организацией может быть только в том случае, если она подается совместно с медучреждением или общественной организацией медицинских работников. Все это записано в Законе «Об основах охраны здоровья граждан», в который были внесены изменения в 2011 году. И после этих изменений народная медицина осталась частью медицинской практики.
Но повторюсь: только в том случае, если человек имеет базовое или высшее медицинское образование, региональная медицинская организация выступает с ходатайством о допуске к практике такого специалиста, а уже после этого региональный минздрав принимает решение о разрешении на практику народного целителя.
«СП»: Насколько мне известно, существует даже специальный регистр медицинских технологий, которые использует народная медицина. Его будут менять?
— Такой регистр действительно существует. Например, гирудотерапия сейчас очень распространенный метод лечения. А ведь это ни что иное, как кровопускание, которое применяли в старину. В каждом регионе — свой перечень таких народных практик, которые одобрены региональным минздравом.
«СП»: Почему именно сейчас встал вопрос о пересмотре этого закона в части целительства и народной медицины?
— Последний раз изменения в Ф-З23 «Об основах охраны здоровья граждан» вносились давно, в 2011 году. Возможно, сейчас возникла необходимость упорядочить некоторые виды деятельности, систематизировать их. Опять же появляются новые востребованные специалисты. У нас в стране, например, 150 тыс. человек именуют себя нутрициологами. А ведь для того, чтобы стать врачом-диетологом, надо 6 лет учиться!
Провели недавно проверку, и выяснили, что из тех, кто именует себя нутрициологами, всего 10% имеют высшее образование. И о каком лечении после этого может идти речь?
Источник: Свободная Пресса