Модераторами круглого стола «Доступность медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов зрения: проблемы профилактики, диагностики и терапии» выступили сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв и эксперт ВСП, врач-офтальмолог, к.м.н. Евгения Синеок.
Изменения в подходе формирования тарифов на 2025 год на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС, в частности, внутриглазных инъекций вызывают опасения у врачебного и пациентского сообществ. Пациенты, обеспокоенные невозможностью продолжать терапию инновационными препаратами, обращаются в различные инстанции на горячую линию ВСП, Администрацию Президента.
Внутриглазные инъекции применяются при лечении дегенеративных и воспалительных заболеваний глаз: диабетический макулярный отек (ДМО) и неоваскулярная возрастная макулярная дегенерация (нВМД). Диагнозы ДМО и нВМД являются двумя основными причинами потери зрения во всем мире.
По мнению экспертов, тарифы ОМС на 2025 год не покрывают стоимость лекарственных препаратов для терапии данных заболеваний. «К сожалению, в первой редакции программы государственных гарантий тарифы на внутриглазные инъекции значительно снижены и не сопоставимы с реальными расходами медицинских учреждений. Для пациентов это означает ограничение возможностей лечения: убыточный тариф чаще всего приводит к нежеланию медицинской организации оказывать данный вид помощи, потому что оплатить его просто не из чего», – считает Юрий Жулёв.
«Фактически все схемы терапии, которые предлагаются проектом Программы государственных гарантий на 2025 год, являются дефицитными», – отметил заместитель председателя комитета по обеспечению доступности лекарственных препаратов и вопросам здравоохранения АМФП Александр Быков. Эксперт рассказал, что предварительные расчеты стоимости терапии, заложенной в ОМС, основаны на делении флаконов, что противоречит инструкции по медицинскому применению и требованиям по асептике и сохранению качества оказания медицинской помощи. «Препараты, которые используются для внутриглазных инъекций, являются уникальными: у них своя терапевтическая дозировка, их невозможно делить, их использование для пациентов является зрение-спасающей технологией. Ее отсутствие или даже прерывание может провоцировать развитие необратимых осложнений».
Быков подчеркнул, что предлагаемые изменения могут ограничить доступ пациентов к терапии и возможность получать ее в необходимом объеме, а также вынуждать пациентов переходить из государственной системы лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи в коммерческие. «Даже в условиях действующей модели финансирования по программе госгарантий 2024 года необходимую терапию получают всего около 15% пациентов. Из них 30% получают лекарственные препараты в специализированных клиниках, то есть фактически за свой счет», – подчеркнул Быков.
У экспертов также возникают вопросы о том, как будет оплачиваться лечение препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП.
«Предлагаемая на будущий год версия оплаты внутриглазного введения лекарственных препаратов подразумевает использование классификационного критерия МНН – это означает, что по программе госгарантий будут использоваться препараты из перечня ЖНВЛП», – рассказала Евгения Синеок. – В августе инновационный препарат для внутриглазных инъекций, включение которого в перечень ЖНВЛП поддержал Всероссийский союз пациентов, не вошел в проект перечня. Сейчас в рамках ОМС его получает около 3000 пациентов, резистентных к текущей терапии. С юридической точки зрения, назначать препарат, не входящий в перечень ЖНВЛП, можно только по решению врачебной комиссии. Вопрос заключается в том, как будет оплачиваться такое лечение. По обсуждаемой КСГ (клинико-статистическая группа заболеваний – прим.) оплатить её будет невозможно. Тариф по общему заболеванию «Болезни глаза» в три раза ниже стоимости вводимого препарата. Мы хотим обратиться с просьбой сохранить действующую модель 2024 года по профилю «Офтальмология» для внутриглазного введения препаратов без внедрения нового классификационного критерия (МНН)».
Участники обсуждения заключили, что необходимо дальнейшее совершенствование доступности современных инновационных препаратов, исходя из модели финансирования, которая учитывает интересы пациентов.