В целях реализации проекта «Горячая линия для юридической помощи гражданам в защите прав на охрану здоровья» при поддержке Фонда президентских грантов 23 декабря 2017 г. в Краснодаре состоялась первая в рамках проекта Школа правовой грамотности пациентов.
Тема Школы: «Пациент: понятие, права и обязанности». Мероприятие проходило в краевой клинической больнице №1 им. Очаповского, слушателей было 25 человек.
Докладчиком выступила Коджаева И.Л.– заместитель председателя ККООИБРС, член ОС при Министерстве здравоохранения Краснодарского края, член ОС при Росздравнадзоре Краснодарского края. Она представила презентацию на данную тему, в которой подробно рассказала о нормативной базе, регламентирующей понятие пациент — это Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Конституция Российской федерации. Более подробно были расмотрены статьи, гарантирующие права пациентов — право на охрану здоровья, право на медицинскую помощь и то, что эта помощь всем гражданам РФ оказывается бесплатно, а также программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Рассматривая право пациента на медицинскую помощь все время возвращались к статье 19 ФЗ 323
- выбор врача и выбор медицинской организации;
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
А после рассмотрения всех прав пациента перешли к обсуждению обязанностей граждан в сфере охраны здоровья:
- граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
- граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
- граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Как оказалось, прав все-таки у пациентов гораздо больше, чем обязанностей.
Потом докладчик рассказала о предстоящей работе Горячей линии для юридической помощи гражданам в защите прав на охрану здоровья и предложила всем присутствующим поделиться этой информацией со своими близкими, друзьями, соседями и просто занакомыми.
А после доклада слушатели задавали интересующие их вопросы — как поменять врача или медицинскую организацию, как получить направление на МРТ, какая информация должна быть представлена в бланке информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в стационаре, можно ли не указывать лиц, которым можно представлять информацию о состоянии здоровья, какие сроки ожидания к врачам-специалистам и многие другие.
Затем слушателям были розданы памятки «Сроки ожидания медицинской помощи»согласно Закону Краснодарского края «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и визитки с информацией о работе «Горячей линии».
Кроме лекции по правовой грамотности, слушателей ждала встреча с прекрасным доктором-реабилитологом, специалистом по адаптивной физкультуре Серопяном Сергеем Айгасовичем, который начал с небольшой лекции о понятии адаптивная физкультура, о её формах и методах. Сергей Айгасович рассказал, что АФК решает насколько проблем инвалидов:
- проблема преодоления психологических комплексов неполноценности;
- коррекция основного дефекта;
- необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;
- всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей;
Он поведал о необходимости реабилитации , о её основных принципах — регулярность, комплексность, доступность и правильный, профессиональный подход к каждому пациенту, о методиках, применяемых при построении индивидуальных программ реабилитации. Также он принес и продемонстрировал в использовании несложные приспособления, которые можно применять при самостоятельных занятиях.
Коджаева Ирина