06.11.2021 Санкт-Петербург. Дмитрий Чистяков: «Нам необходимо перестроиться и понять, что мы живем в новых условиях и будем жить в них довольно долго»

6 ноября 2021 г. 18:03

Как неукоснительное выполнение федерального законодательства привело к задержкам в получении больными жизненно необходимых лекарств. Об этом рассказывает президент благотворительной общественной организации инвалидов «Общество больных гемофилией Санкт-Петербурга», председатель Общественного совета по независимой оценке контроля качества медицинских услуг при Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга, член Общественного совета по защите прав пациентов при Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга Дмитрий Чистяков

- Дмитрий Владимирович, на XI Всероссийском конгрессе пациентов говорилось, что 2020 год стал самым тяжелым с точки зрения обеспечения больных гемофилией лекарственными препаратами в рамках программы ВЗН. А как сейчас обстоят дела с лекарственным обеспечением?

- Отвечу не только про гемофилию. В начале текущего года стало известно, что препараты для лечения гемофилии, муковисцидоза, рассеянного склероза и ряда других заболеваний, входящих в программу ВЗН, были завезены по аукционам, отыгранным в конце 2020 года. Но пациенты начали их получать лишь в феврале, а некоторые даже в марте. Сначала мы думали, что это местная локальная проблема, но потом выяснилось, что она носит общероссийский характер.

Дело в том, что если строго следовать федеральному законодательству, то никакого нарушения в данном случае не происходило: здесь лекарства взяли на баланс, передали соответствующие документы туда-то, там приняли документацию, выпустили так называемые разрешительные акты... И если просчитать всю технологическую цепочку, то выходило до 38 рабочих дней, то есть полтора-два месяца задержки.

- А как происходило до этого?

- До этого было так: препарат поступал в регион, его отпускали пациентам, а документы оформлялись задним числом. Поэтому в предыдущие годы мы не ощущали задержки, а сейчас при буквальном исполнении федерального законодательства, пока не будут проделаны все необходимые бумажные процедуры, формально нельзя отпускать лекарства.

Поэтому когда мы увидели, что не можем по рецептам получить необходимые препараты, то стали обращаться в соответствующие структуры. И выяснилось, что проблема не в питерских властях, а в том, что этот вопрос находится на контроле у федералов. Во взаимодействии с Министерством здравоохранения РФ, Роспотребнадзором, местными властями общественным организациям пациентов, которые относятся к программе ВЗН, удалось в ручном режиме договориться, чтобы оформление необходимых бумаг проходило быстрее.

Очень надеемся, что выводы из этой ситуации были сделаны, и в начале 2022 года мы с подобным не столкнемся. Но, как говорится, тревожно.

- Все ли больные получают своевременную помощь во время пандемии?

- Проблема, которая возникла еще в прошлом году, касается плановой медицинской помощи. Это и плановые операции, и плановые госпитализации. Есть такие медицинские процедуры, которые требуют определенной периодичности. Они не критичны, но если их не делать своевременно, то постепенно будут копиться проблемы, и состояние здоровья пациента будет ухудшаться. Я знаю, что из-за ковидных ограничений были перебои с диспансеризаций и предоставлением определенных процедур онкологическим больным.

Федеральные клиники были вынуждены из-за ковида ограничивать прием пациентов из регионов, по сути выбирая меньшее из двух зол. Для каждого конкретного пациента это, несомненно, проблемно, но если из-за больного с ковидом встанет клиника с высокотехнологичным оборудованием, то будет еще хуже.

 - Чего Вы ожидаете от XII Всероссийского конгресса пациентов?

 -  Думаю, что мы не найдем простых решений. Жизнь ставит новые вызовы. На прошлом конгрессе было ощущение, что мы переживаем трудные времена, но через год разберемся с ковидом и вернемся к привычному для нас порядку. Сейчас же совершенно очевидно, что эта история не на год и не на два. Нам необходимо перестроиться и понять, что мы живем в новых условиях и будем жить в них довольно долго. Система здравоохранения в условиях мобилизации не может работать бесконечно. Сейчас она решает очень серьезную и актуальную задачу. И когда она будет решена, мы вернемся к спокойному обсуждению и решению наших вопросов.