05.11.2021 Москва. Виталий Кауричев: «К сожалению, в стране нет единого понимания, как обеспечивать наших пациентов бесплатной транспортировкой на гемодиализ»

5 ноября 2021 г. 19:17

Как обстоят дела с доставкой больных на гемодиализ в условиях пандемии коронавируса? Что такое «Грамотный пациент»? Об этом рассказывает председатель правления Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» Виталий Кауричев.

- Виталий Евгеньевич, одна из острых проблем, с чем сталкиваются пациенты, касается бесплатной доставки больных на гемодиализ. Особенно это актуально в сельских районах.

- Эта ситуация всегда была болезненная. До 2017 года положение было еще хуже, но потом наша пациентка дозвонилась на горячую линию Президента, он дал поручение и бесплатную доставку больных на гемодиализ даже включили в программу госгарантий. Но когда всё спустили на уровень регионов, то начались разброд и шатания. К сожалению, нет единого понимания, как эту услугу оказывать пациентам. Поэтому в одних регионах больных доставляет специализированный транспорт, в других - социальное такси, в третьих им выплачиваются компенсации, в четвертых диализные центры, находя какие-то внебюджетные средства, сами доставляют пациентов на диализ. В Москве всё более-менее налажено, благодаря главному нефрологу столичного департамента здравоохранения Олегу Николаевичу Котенко, когда все, кто желает, обеспечены перевозками. Причем это не социальное такси, а специально оборудованные машины или кареты скорой помощи с сопровождающим медиком.

В идеале мы хотели бы включить доставку пациентов в стоимость процедуры диализа, как неотъемлемой части самой процедуры. И тогда диализные компании могли бы спокойно это всё осуществлять. Но до сих пор этого не произошло: доставку не хотят включать в тариф, считая ее отдельной социальной услугой. И теперь каждый регион сам решает этот вопрос, что зачастую оказывается не очень хорошо для пациентов.

- Как обстоят дела с доставкой в условиях пандемии коронавируса?

- В условиях пандемии ситуация остается примерно такой же. Может возникнуть вопрос, связанный с маршрутизацией пациентов в некоторых регионах, когда непонятно куда вести нефрологического диализного пациента, если он заразился ковидом. Обычная перевозка не берется перевозить его, тут нужна скорая помощь. К тому же не всегда понятно, куда везти больного. В инфекционную больницу? Но там, зачастую,  нет диализа. А их везут именно туда. И были случаи, особенно в первую волну пандемии, когда пациенты умирали не из-за коронавируса, а из-за неоказания вовремя услуги диализа.

- «НЕФРО-ЛИГА» ведет целый ряд успешных проектов, например, «Трансплантация? Я - за!» и «Грамотный пациент». Как происходит работа над ними в условиях пандемии?

- С этой работой сейчас всё гораздо сложнее. Раньше - до пандемии - мы могли проводить реальные акции, например, посвященные Всемирному дню почки. Цель этих акций - сформировать положительное отношение к трансплантации, чтобы люди понимали, что это благо. Но в нашей стране, как только речь заходит о трансплантации, то это обычно вызывает негативную реакцию. И как только по телевизору в криминальном сериале покажут придуманный сюжет, где похищают человека для изъятия у него органов, а затем, где-то в подворотне в подвале, подпольно проводят трансплантацию, то наша работа идет насмарку.

Но ведь это же бред, люди же не понимают, что такое даже технически невозможно.

Отмечу, что в условиях пандемии трансплантация «просела». В этом году ситуация выравнивается, а в прошлом году гораздо меньше операций было проведено. Все силы брошены на ковид в ущерб другим нозологиям. Так не должно быть, потому что из-за ковида мы можем потерять многих хроников, которые просто не получат плановое лечение.

Очень полезен проект «Грамотный пациент». Это информирование пациентов о своих правах - по транспортировке на гемодиализ, о лекарственном обеспечении и т.д. Мы стараемся максимально охватить пациентов: здесь и рассылка брошюр, и социальные сети, чтобы они знали, куда обращаться в случае нарушения их прав. Или, например, если не выдаются необходимые лекарственные препараты или заменяются на дешевые дженерики, которые не всегда эффективны. Мы проводим вебинары, потом выкладываем это на YouTube. И что интересно: многие стали смотреть, у нас подписчики растут, ведь люди сидят по домам и ищут в Интернете полезную информацию. Вот такая ковидная специфика.

- Чего Вы ожидаете от XII Всероссийского конгресса пациентов?

- Я был на первом Всероссийском конгрессе пациентов, который проходил 28 мая 2010 года, и он мне запомнился яркими и острыми выступлениями ораторов. Понятно, что нужен конструктивный диалог, но все-таки хочется, чтобы выступающие говорили поострее, пожестче ставили проблемы.