25.11.2022 Совершенствованию ОМС посвящена вторая пленарная сессия XIII Всероссийского конгресса пациентов.

25 ноября 2022 г. 15:32

Открывая дискуссию, сопредседатель ВСП Юрий Жулёв подчеркнул, что технологии общественного контроля сейчас - крайне востребованная тема, а одним из инструментов такого контроля является Горячая линия ВСП.

«Судя по опросам абонентов Горячей линии, почти 50% знают название страховой компании, которая выдала им полис ОМС, 76,4% не имеют при этом опыта обращения в страховую медицинскую организацию. Но из тех, кто обращались, почти половина удовлетворены результатами обращения. По статистике нашей Горячей линии мы видим тренд на повышение уровня осведомленности граждан о деятельности СМО и эффективности взаимодействия с ними. Но, безусловно, механизм ОМС нуждается в дальнейшем совершенствовании с привлечением ресурса общественных советов», - отметил Юрий Жулёв.

Сопредседатель ВСП Ян Власов, комментируя данные исследования, проведенного ВСП накануне Конгресса, сказал: «Хотелось бы обозначить ситуацию с платной медицинской помощью, которая является компенсацией проблем ОМС. Мы видим, что намерены пользоваться только ОМС лишь 4,5% граждан. А 95% при затруднениях идут за платной помощью. С одной стороны хорошо, что у людей есть альтернатива. Но мы понимаем, что рост платных услуг вызван проблемами с количеством и качеством медперсонала, с обеспеченностью медтехникой организаций государственного здравоохранения».

Первый заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский отметил несколько приоритетов развития ОМС на 2023 год. По его словам, объемы ресурсов на развитие ОМС в 2023 году будут увеличены почти на 12%.

Среди приоритетов финансирования ОМС Владимир Зеленский особо выделил увеличение затрат на медпомощь в первичном звене здравоохранения. «Первичное звено – это приоритет номер один», - подчеркнул первый заместитель министра здравоохранения.

В качестве второго приоритета он назвал усиление работы «по стимулированию медицинских организаций к достижению показателей результативности», исходя из принципа оплаты за результат. Для пациентов это означает популяризацию персонализированного подхода в лечении.

Также в приоритетах будет финансирования расширение неонатального скрининга.

Отдельно Владимир Зеленский акцентировал перспективу объединения цифровой системы здравоохранения и системы ОМС, которые «до сих пор автономно развивались и накапливали данные». Это позволит активнее развивать цифровые сервисы, в том числе цифровые помощники для граждан, улучшить качество маршрутизации пациентов, повысить четкость планирования расходов на наблюдение пациентов.

Первый заместитель министра здравоохранения особенно подчеркнул «Для нас важно сотрудничество с ВСП, в том числе для продвижения системы ОМС вперед».

С января 2021 года по поручению Президента России Всероссийский союз страховщиков проводит мониторинг совместно с пациентским сообществом, чтобы выявить ограничения, с которыми сталкиваются застрахованные граждане при получении медуслуг.

Об актуальных проблемах оказания медуслуг по ОМС, в частности о росте обращений застрахованных в связи с получением медицинской помощи в федеральных центрах, рассказала Ольга Верховодова, директор департамента по ОМС Всероссийского союза страховщиков.

Она сообщила, что ежемесячно в колл-центры страховых организаций в среднем н поступают около тысячи обращений по вопросам медпомощи в федеральных медорганизациях. В основном они касаются отказов в выдаче направлений в ФМО, отказов в госпитализации и нарушения сроков госпитализации. «С начала 2021 года мы фиксируем увеличение жалоб на оказание медпомощи, как в региональных, так и в федеральных медицинских организациях. Но в 2022 году, сравнивая с прошлым годом, этот рост значительно сократился по федеральным медорганизациям», - отметила Ольга Верховодова. И это обстоятельство внушает осторожный оптимизм как пример синергии усилий общественного контроля и надзорных структур.