На XIII Всероссийском конгрессе пациентов состоялась пленарная дискуссия «Ответственный пациент - роль граждан в здравоохранении». Ее провели сопредседатели Всероссийского союза пациентов Ян Власов, Юрий Жулев и Ирина Мясникова.
Разговор на сессии шел об ответственном отношении к здоровью и болезни, отношению к защите своих прав, о безопасности пациента в системе здравоохранения, о роли медицинского работника и самого пациента в обеспечении безопасности, а также об информационных программах ВСП по повышению информированности и приверженности лечению пациентов.
Открывая сессию, Юрий Жулев объяснил, какой смысл вкладывает Всероссийский союз пациентов в термин «Ответственный пациент». По его словам, это человек, который знает о своем заболевании, соблюдает дисциплину в лечении, своевременно обращается к врачу, отказывается от самолечения и ведет здоровый образ жизни - в зависимости от своего заболевания. Юрий Жулев также сообщил о запущенной совместно с Минздравом РФ информационной кампании «Чтобы жить долго», которая рассказывает о праве на льготы (пациентам положены бесплатные лекарства при определенных состояниях в рамках борьбы с сердечнососудистыми заболеваниями), а также призывает не бросать назначенное врачом лечение.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Алла Самойлова отметила, что обращения граждан являются неким индикатором удовлетворенности пациентов качеством оказания и предоставления медицинской помощи. «С каждым годом количество обращений граждан в Росздравнадзор растет. С одной стороны, можно сказать, что этот рост означает недовольство граждан, с другой стороны, мы считаем это доверием к нашей службе», - подчеркнула она. Среди обращений на первом месте находятся качество и безопасность медицинской деятельности, на втором - обеспечение лекарственными препаратами, дальше идут вопросы лицензирования, вопросы медицинских изделий и т.д. «Что же касается обоснованности обращений, которые поступили в Росздравнадзор, то из общего количества поступивших жалоб на качество и безопасность медицинской деятельности обоснованными признаны 18% в прошлом году и 14% в этом году. Почему такой низкий процент? Дело в том, что пациент не всегда правильно оценивает качество медицинской помощи», - считает Алла Самойлова. Обоснованность жалоб, связанных с обеспечением лекарственными препаратами, признавалась Росздравнадзором в 59% обращений в прошлом году и в 51% обращений в этом году.
Представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович подчеркнула, что пациент-ориентированная модель здравоохранения, которую продвигает Всероссийский союз пациентов, является ценностью и для Всемирной организации здравоохранения, что отражено во всех документах ВОЗ. По ее словам, это касается и первичной медико-санитарной помощи, и амбулаторной специализированной помощи, и стационарной помощи, и паллиативного ухода на дому. «Такой подход означает, что человек должен находиться в центре внимания системы здравоохранения», - отметила эксперт, подчеркнув всю важность пациент-ориентированной модели.
Заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай заявил, что федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в качестве обязанности граждан называет заботу о сохранении своего здоровья. « Мы знаем, что большая часть факторов риска, определяющих сегодня заболеваемость и смертность сопряжены с так называемыми поведенческим факторами. Часто риск - это выбор самого человека. И очень важно, чтобы человек обладал всей полнотой информации и был мотивирован на принятие обоснованного, взвешенного и правильного решения, - отметил он. - Но кроме информации необходимо иметь внутреннее устремление заботиться о своем здоровье. Это стремление формируется на протяжении многих лет путем проб и ошибок, и очень важно оказывать максимальное содействие человеку в формировании такой мотивации, предоставляя взвешенную, правильную, научно обоснованную информацию».
Олег Салагай поблагодарил пациентское сообщество за совместную работу, которую Минздрав РФ и Всероссийский союз пациентов ведут в области информирования пациентов по самым разным позициям.